В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.
Первый период известен достаточно хорошо. Это время Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова. Напомню, что именно с них, собственно, пошёл современный кинематограф. Они убедительно доказали всему миру, что кино это отдельный жанр искусств, а не просто набор движущихся картинок или какой-то технический аттракцион. В частности, советские режиссёры изобрели монтаж в его нынешнем понимании. В кино до сих пор используются приёмы и наработки, которые они открыли. Потом уже западные кинематографисты подхватили все эти трюки.
А вот второй период известен гораздо хуже. И самое удивительно то, что прорыв был совершён на том направлении, в котором американцы сейчас лидеры, а именно – фантастике. Сегодня уровень исполнения спецэффектов достиг таких высот, что догнать их практически нереально, но так было не всегда.
Одно время лидером в этой области было советское документальное кино, которое создавал Павел Владимировича Клушанцев. Начинал он свою карьеру с того, что стал единственным в СССР специалистом, который смог разобраться с трофейной немецкой высокоскоростной камерой. Ей он снимал падение и рикошет гаубичного снаряда, делая учебные фильмы для военных. Позже его увлекла космическая тематика. В то время не только он мечтал о знойных Аэлитах с других планет. Романтики строили ракеты для полёта к звёздам, а руководили ими практики, которые приспособили эти ракеты, чтобы угрожать миру капитала. Но это был большой секрет. Обычные граждане СССР не знали, что полёт в космос вообще возможен. Вот, что говорил сам Павел Клушанцев в интервью для телеканала «Культура»: "Мне сказали, что, Павел, не дури! В космос полетят через 200-300 лет, когда нас не будет. А сейчас сними картину о том, как повысить урожайность сахарной свёклы. Понимаете? Издевательство и глупость"!
Клушанцев не слушался и всё-таки сделал фильм «Дорога к звёздам». Когда фильм был почти готов, другой мечтатель – Королёв, запустил в космос спутник. Клушанцев срочно вклеил в фильм пару кадров с этим спутником и фильм вышел почти сразу же после события. Обычно в то время нужно было ждать года три. Этим Клушанцев удивил всех, в том числе граждан США. Кадры из его фильма показывали на американском телевидении, где их и увидел маленький Роберт Скотак. О нём пойдёт речь ниже. Сам Павел Владимирович в то время об этом не узнал. Также как в случае с реальными ракетами и полётами, американцев задело за живое, что где-то в России, есть те, кто умеют делать что-то лучше, чем они.
В фильме Клушанцева было много разных приёмов, которые позволяли, например, демонстрировать невесомость. Позже многие трюки Клушанцева разгадал и повторил Стэнли Кубрик в своей «Космической одиссее». Но если смотреть на вещи шире, и отвлечься от технических трюков, то необходимо сказать, что главное изобретение Клушанцева это новый киноязык. Этим языком зрителю можно очень доходчиво объяснять любые процессы – от выращивания свёклы до полёта в космос. До него так делать никто не додумывался. Все трюки, которые применял Клушанцев – анимация, реконструкция, или комбинированные съёмки, всё это служило одной цели – пробудить у зрителя интерес к познанию мира. И, кстати, про реконструкции. Они у него получались столь достоверными, что телевизионщики до сих пор включают их в свои фильмы как хронику.
Сам Павел Владимирович на старости лет очень веселился, когда видел на экране свои постановочные кадры, выдаваемые за реальную съёмку с места событий. Вот ещё фрагмент из интервью Клушанцева: "Я ходил иногда на просмотры в кинотеатры, чтобы прислушаться что говорят. Люди подходили ко мне, улыбались и жали руку, говоря: «Большое спасибо! Мы ничего не могли понять, а теперь нам всё понятно. И что такое невесомость, и что такое орбита, и что такое посадка, и что такое, понимаете ли, полёт в космос и что это нам сулит".
За фильм «Дорога к звёздам» Клушанцев получил несколько призов и возможность создать свой первый и последний художественный фильм о полёте на Венеру – «Планету бурь». Это был 1962 год. В фильме Клушанцева было множество находок – летающая машина, робот и подводные съёмки. Единственное, чего там не хватало – полуголых женщин.
Конечно, Павел Клушанцев, как настоящий художник, понимал, что это крупный недостаток и конце делались намёки, что на Венере есть женщины, которые только и ждут советских космонавтов, чтобы неплохо провести с ними время. Но в СССР не было секса. А тем более космического. Советский человек, а тем более космонавт – это вообще не человек. Тут не только сексом заниматься – даже плакать нельзя. Невинный кадр с плачущей героиней, например, вообще стоил Клушанцеву карьеры. По сюжету девушка переживала, думая, что её товарищи погибли. Министру культуры Фурцевой такие эмоции не понравились. Клушанцев больше никогда не снимал художественных фильмов. В принципе, если бы не заступничество Сергея Королёва, которому нравились фильмы Павла Владимировича, то возможно, карьера Клушанцева оборвалась бы ещё раньше.
Клушанцев вспоминал один случай на обсуждении «Дорога к звёздам»: "Он, значит, подметил ряд недостатков. У них это представляется иначе. Вероятно, более правильно, чем у нас. Делает свои замечания по фильму, что, мол, будет же совсем не так и мы разрабатываем другой путь. Тот (Королёв – прим. М.Бухтеева) на него махнул рукой – не надо. Хороший фильм! И поворачивается к нам. Так что он не стал его слушать, а сказал: «Оставьте всё как есть и ничего не меняйте». (Фрагмент из интервью в фильме «Star Dreamer»)
Фильм «Планета бурь» был куплен в 28 странах, но Советский Союз не подписывал международных договоров об авторском праве. И король дешёвого кино Роджер Корман, решил, что он вправе доделать фильм. Он заменил героиню, переозвучил актёров и добавил женщин. И главная из них Мейми Ван Дорен. Она в то время была секс-символом наряду с Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд.
Забавно, что Корман пожадничал и не дал денег на звуковое оборудование. Но слова-то в сценарии был! Актрисам пришлось делать вид, что они телепатки. Даже для Кормана это было слишком и актрисы много лет спустя вспоминали этот эпизод, как пример какой-то беспредельной экономии. Нам сейчас это трудно представить, но в прошлом факты воровства Голливудом советских фильмов не были редкостью. Например, перемонтировались и переозвучивались волшебные сказки Птушко – «Илья Муромец» и «Садко». А начинающий режиссёр Френсис Форд Коппола переделывал фантастический фильм 59-го года «Небо зовёт» Александра Козыря и Михаила Карюкова. Отдельные же куски советских фильмов вошли во многие дешёвые американские ленты. Факты, конечно, удивительные и вопиющие, но они лишний раз говорят о том, что в то время советское кино не уступало в технологиях голливудскому. Иначе зачем же они воровали? Но потом наступила другая эпоха. В 1966-м году Королёв умер и СССР проиграл космическую гонку. А в 68-м году на экраны вышла «Космическая Одиссея» Стенли Кубрика и советская фантастика навсегда отстаёт от голливудской.
А что же Клушанцев? В том же году вышел его последний документальный фильм о Марсе. Больше ему делать фильмов не разрешали. Вместо космических далей Клушанцев покорял просторы дачных грядок. Никому он оказался не нужен. Все его фотографии и чертежи лежали в чулане и ждали, как оказалось, американца. Лишь на родине Терминатора и Чужих помнили Клушанцева и интересовались спецэффектами. Поближе никого любопытного не нашлось. Действительно, а зачем? Говорят, что когда в Россию приезжал Джордж Лукас, то он просил о встрече с Клушанцевым. Но киношные чиновники не знали кто это. Всё, что они смогли сообщить Лукасу – это то, что Клушанцев, наверное, уже умер. Он был жив, но Лукас с ним так и не встретился.
Возможно, что история про Лукаса - байка, так как я не нашёл ей документальных подтверждений. Но вот вам факт. Режиссёру и художнику Роберту Скотаку, который работал над эффектами в фильмах «Терминатор», «Титаник» и «Чужие», повезло познакомиться с Павлом Владимировичем. Скотак помнил о своём детском впечатлении от фильма «Дорога к звёздам» и писал книгу о истории спецэффектов. Зная про остальные работы Клушанцева, он решил отдать ему должное. "Когда мы снимали Терминатора я приходил домой около полуночи и писал письмо людям, живущим в России. Вы уже нашли Павла? Жив ли он? И вот его первое письмо, которое он мне послал и которое так взволновало меня. 1 мая 1990 года". (Роберт Скотак. Интервью из фильма «Star Dreamer»)
Клушанцев так вспоминал об этом знакомстве: "Раздаётся… Точнее, получаю письмо из Голливуда. Там один из художников постановщиков, специалист по комбинированным сложным съёмкам – один из лучших там. Оскара получил! Он решил собрать материалы по комбинированным съёмкам со всего мира и написать книгу и в частности смотрел мою картину «Дорога к звёздам» и ничего не может понять, как это сделано. Он задаёт мне в этом письме 50 вопросов. Правда там он говорит о двух картинах – «Дорога к звёздам» и следующая моя картина «Планета бурь». Так он задаёт вопросы как это сделано. Это они-то при их богатейшей технике спрашивают нас, которые всё делали на деревяшках, верёвочках и гвоздиках. И мы, оказывается, сделали вещи, которые они не могут разгадать".
Потом Клушанцев умер. С тех пор нашему кино недостаёт денег, идей, сценариев и многого другого. Хотя, как по мне – в нашем кино, прежде всего, не хватает таких как Павел Владимирович Клушанцев.
Автор: сценарист и режиссёр Максим Бухтеев
mabuk.ru