Меню

Как американцы с русского кино пример брали

Off Top

В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.

Первый период известен достаточно хорошо. Это время Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова. Напомню, что именно с них, собственно, пошёл современный кинематограф. Они убедительно доказали всему миру, что кино это отдельный жанр искусств, а не просто набор движущихся картинок или какой-то технический аттракцион. В частности, советские режиссёры изобрели монтаж в его нынешнем понимании. В кино до сих пор используются приёмы и наработки, которые они открыли. Потом уже западные кинематографисты подхватили все эти трюки.



А вот второй период известен гораздо хуже. И самое удивительно то, что прорыв был совершён на том направлении, в котором американцы сейчас лидеры, а именно – фантастике. Сегодня уровень исполнения спецэффектов достиг таких высот, что догнать их практически нереально, но так было не всегда.

Одно время лидером в этой области было советское документальное кино, которое создавал Павел Владимировича Клушанцев. Начинал он свою карьеру с того, что стал единственным в СССР специалистом, который смог разобраться с трофейной немецкой высокоскоростной камерой. Ей он снимал падение и рикошет гаубичного снаряда, делая учебные фильмы для военных. Позже его увлекла космическая тематика. В то время не только он мечтал о знойных Аэлитах с других планет. Романтики строили ракеты для полёта к звёздам, а руководили ими практики, которые приспособили эти ракеты, чтобы угрожать миру капитала. Но это был большой секрет. Обычные граждане СССР не знали, что полёт в космос вообще возможен. Вот, что говорил сам Павел Клушанцев в интервью для телеканала «Культура»: "Мне сказали, что, Павел, не дури! В космос полетят через 200-300 лет, когда нас не будет. А сейчас сними картину о том, как повысить урожайность сахарной свёклы. Понимаете? Издевательство и глупость"!

Клушанцев не слушался и всё-таки сделал фильм «Дорога к звёздам». Когда фильм был почти готов, другой мечтатель – Королёв, запустил в космос спутник. Клушанцев срочно вклеил в фильм пару кадров с этим спутником и фильм вышел почти сразу же после события. Обычно в то время нужно было ждать года три. Этим Клушанцев удивил всех, в том числе граждан США. Кадры из его фильма показывали на американском телевидении, где их и увидел маленький Роберт Скотак. О нём пойдёт речь ниже. Сам Павел Владимирович в то время об этом не узнал. Также как в случае с реальными ракетами и полётами, американцев задело за живое, что где-то в России, есть те, кто умеют делать что-то лучше, чем они.

В фильме Клушанцева было много разных приёмов, которые позволяли, например, демонстрировать невесомость. Позже многие трюки Клушанцева разгадал и повторил Стэнли Кубрик в своей «Космической одиссее». Но если смотреть на вещи шире, и отвлечься от технических трюков, то необходимо сказать, что главное изобретение Клушанцева это новый киноязык. Этим языком зрителю можно очень доходчиво объяснять любые процессы – от выращивания свёклы до полёта в космос. До него так делать никто не додумывался. Все трюки, которые применял Клушанцев – анимация, реконструкция, или комбинированные съёмки, всё это служило одной цели – пробудить у зрителя интерес к познанию мира. И, кстати, про реконструкции. Они у него получались столь достоверными, что телевизионщики до сих пор включают их в свои фильмы как хронику.

Сам Павел Владимирович на старости лет очень веселился, когда видел на экране свои постановочные кадры, выдаваемые за реальную съёмку с места событий. Вот ещё фрагмент из интервью Клушанцева: "Я ходил иногда на просмотры в кинотеатры, чтобы прислушаться что говорят. Люди подходили ко мне, улыбались и жали руку, говоря: «Большое спасибо! Мы ничего не могли понять, а теперь нам всё понятно. И что такое невесомость, и что такое орбита, и что такое посадка, и что такое, понимаете ли, полёт в космос и что это нам сулит".

За фильм «Дорога к звёздам» Клушанцев получил несколько призов и возможность создать свой первый и последний художественный фильм о полёте на Венеру – «Планету бурь». Это был 1962 год. В фильме Клушанцева было множество находок – летающая машина, робот и подводные съёмки. Единственное, чего там не хватало – полуголых женщин.

Конечно, Павел Клушанцев, как настоящий художник, понимал, что это крупный недостаток и конце делались намёки, что на Венере есть женщины, которые только и ждут советских космонавтов, чтобы неплохо провести с ними время. Но в СССР не было секса. А тем более космического. Советский человек, а тем более космонавт – это вообще не человек. Тут не только сексом заниматься – даже плакать нельзя. Невинный кадр с плачущей героиней, например, вообще стоил Клушанцеву карьеры. По сюжету девушка переживала, думая, что её товарищи погибли. Министру культуры Фурцевой такие эмоции не понравились. Клушанцев больше никогда не снимал художественных фильмов. В принципе, если бы не заступничество Сергея Королёва, которому нравились фильмы Павла Владимировича, то возможно, карьера Клушанцева оборвалась бы ещё раньше.

Клушанцев вспоминал один случай на обсуждении «Дорога к звёздам»: "Он, значит, подметил ряд недостатков. У них это представляется иначе. Вероятно, более правильно, чем у нас. Делает свои замечания по фильму, что, мол, будет же совсем не так и мы разрабатываем другой путь. Тот (Королёв – прим. М.Бухтеева) на него махнул рукой – не надо. Хороший фильм! И поворачивается к нам. Так что он не стал его слушать, а сказал: «Оставьте всё как есть и ничего не меняйте». (Фрагмент из интервью в фильме «Star Dreamer»)

Фильм «Планета бурь» был куплен в 28 странах, но Советский Союз не подписывал международных договоров об авторском праве. И король дешёвого кино Роджер Корман, решил, что он вправе доделать фильм. Он заменил героиню, переозвучил актёров и добавил женщин. И главная из них Мейми Ван Дорен. Она в то время была секс-символом наряду с Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд.

Забавно, что Корман пожадничал и не дал денег на звуковое оборудование. Но слова-то в сценарии был! Актрисам пришлось делать вид, что они телепатки. Даже для Кормана это было слишком и актрисы много лет спустя вспоминали этот эпизод, как пример какой-то беспредельной экономии. Нам сейчас это трудно представить, но в прошлом факты воровства Голливудом советских фильмов не были редкостью. Например, перемонтировались и переозвучивались волшебные сказки Птушко – «Илья Муромец» и «Садко». А начинающий режиссёр Френсис Форд Коппола переделывал фантастический фильм 59-го года «Небо зовёт» Александра Козыря и Михаила Карюкова. Отдельные же куски советских фильмов вошли во многие дешёвые американские ленты. Факты, конечно, удивительные и вопиющие, но они лишний раз говорят о том, что в то время советское кино не уступало в технологиях голливудскому. Иначе зачем же они воровали? Но потом наступила другая эпоха. В 1966-м году Королёв умер и СССР проиграл космическую гонку. А в 68-м году на экраны вышла «Космическая Одиссея» Стенли Кубрика и советская фантастика навсегда отстаёт от голливудской.

А что же Клушанцев? В том же году вышел его последний документальный фильм о Марсе. Больше ему делать фильмов не разрешали. Вместо космических далей Клушанцев покорял просторы дачных грядок. Никому он оказался не нужен. Все его фотографии и чертежи лежали в чулане и ждали, как оказалось, американца. Лишь на родине Терминатора и Чужих помнили Клушанцева и интересовались спецэффектами. Поближе никого любопытного не нашлось. Действительно, а зачем? Говорят, что когда в Россию приезжал Джордж Лукас, то он просил о встрече с Клушанцевым. Но киношные чиновники не знали кто это. Всё, что они смогли сообщить Лукасу – это то, что Клушанцев, наверное, уже умер. Он был жив, но Лукас с ним так и не встретился.

Возможно, что история про Лукаса - байка, так как я не нашёл ей документальных подтверждений. Но вот вам факт. Режиссёру и художнику Роберту Скотаку, который работал над эффектами в фильмах «Терминатор», «Титаник» и «Чужие», повезло познакомиться с Павлом Владимировичем. Скотак помнил о своём детском впечатлении от фильма «Дорога к звёздам» и писал книгу о истории спецэффектов. Зная про остальные работы Клушанцева, он решил отдать ему должное. "Когда мы снимали Терминатора я приходил домой около полуночи и писал письмо людям, живущим в России. Вы уже нашли Павла? Жив ли он? И вот его первое письмо, которое он мне послал и которое так взволновало меня. 1 мая 1990 года". (Роберт Скотак. Интервью из фильма «Star Dreamer»)

Клушанцев так вспоминал об этом знакомстве: "Раздаётся… Точнее, получаю письмо из Голливуда. Там один из художников постановщиков, специалист по комбинированным сложным съёмкам – один из лучших там. Оскара получил! Он решил собрать материалы по комбинированным съёмкам со всего мира и написать книгу и в частности смотрел мою картину «Дорога к звёздам» и ничего не может понять, как это сделано. Он задаёт мне в этом письме 50 вопросов. Правда там он говорит о двух картинах – «Дорога к звёздам» и следующая моя картина «Планета бурь». Так он задаёт вопросы как это сделано. Это они-то при их богатейшей технике спрашивают нас, которые всё делали на деревяшках, верёвочках и гвоздиках. И мы, оказывается, сделали вещи, которые они не могут разгадать".

Потом Клушанцев умер. С тех пор нашему кино недостаёт денег, идей, сценариев и многого другого. Хотя, как по мне – в нашем кино, прежде всего, не хватает таких как Павел Владимирович Клушанцев.


Автор: сценарист и режиссёр Максим Бухтеев

mabuk.ru




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Фильм как социальное явление. Как кино отражает современное состояние общества?

Фильм как социальное явление. Как кино отражает современное состояние общества?

25.11.2024 250

Сегодня кино занимает особое место в культуре: это не просто развлечение, но и мощный инструмент, через который творцы общаются с обществом. Фильмы часто поднимают темы, которые принято обходить стороной, или, напротив, романтизировать реальные проблемы. Кино не только отражает общественные проблемы, но и оказывает на них влияние, меняет восприятие и убеждения людей. Михаил Шевчук, режиссер фильма «Воплощение», рассказал, какие тенденции отражает современное кино.

Подробнее...
Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 6742

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 5199

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram