Пожалуй, каждый, кто работает в индустрии кино или пытался заказать рекламу в кинотеатрах, сталкивался с таким понятием, как «формат DCP». Давайте разберемся, что это такое.
DCP – Digital Cinema Package или цифровой кино пакет, разработан консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (англ. Digital Cinema Initiatives). Очень важно, чтобы цифровой пакет DCP соответствовал стандартам DCI – это необходимо для безболезненного показа во всех цифровых кинозалах. Согласно этому стандарту, исходные изображения каждого кадра при сохранении сжимаются по стандарту JPEG 2000, используя цветовое пространство CIE XYZ с глубиной цвета 12 бит на канал. Звук (он может быть как стерео так и 5.1 или 7.1) сохраняется без сжатия в формате Broadcast Wave (WAV) с квантованием 24 бит на отсчет и частотой дискретизации 48 или 96 кГц. Все это упаковывается в пакет DCP, который предполагает использование контейнера MXF с ограничением максимального потока в 250 мегабит в секунду и при необходимости шифруется. Для воспроизведения зашифрованного контента в кинотеатр по электронной почте высылают так называемый «ключ», в котором содержится информация: номер кино сервера и период времени в который этот кинотеатр сможет запустить данный пакет. Рекламные ролики, трейлеры и подобный контент обычно изготавливается без шифрования, так как в этом просто нет смысла.
Цифровой пакет DCP минимально состоит из 5 файлов: файла описания контрольных сумм, файла описания содержимого DCP, MXF-контейнера с изображением, MXF-контейнера со звуком и файла списка воспроизведения всех компонентов фильма.
Так выглядит DCP на компьютере:
А так на сервере кинопоказа Dolby DSS200:
Частота кадров в DCP может быть разной, но обычно принято изготавливать с частотой 24 кадра в секунду, так как не все сервера адаптированы для большего количества кадров, и могут быть проблемы с показом. Кстати единственный фильм, который вышел в 3D с частотой 48 кадров в секунду на каждый глаз это «Хоббит: Нежданное путешествие». Для того чтобы показывать в таком формате фильмы – необходим дорогостоящий апгрейд оборудования.
Также хотелось бы отметить, что современные кино сервера могут воспроизводить видео контент только в формате DCP, никакие avi, mpeg, mov и тд. не будут запускаться в цифровом кинотеатре.
НАЗВАНИЯ
Как вы, наверное, уже обратили внимание, пакет DCP имеет странное название и этому есть объяснение – в нем «зашифрована» некая информация, необходимая киномеханику, для комфортной работы. Разберем основные:
NEW-YEAR_ADV-3D_S_-XX_-_51_2K_GREK_20121226
NEW-YEAR – название ролика
ADV – категория в которую относится ролик, в данном случае реклама (advertisement), также, бывают FTR (фильм), TLR (трейлер) и другие.
3D – собственно то, что ролик в 3д формате
S – Scope, широкоэкранный формат с соотношением сторон 2.39:1. Бывает еще Flat – кашетированный. Кстати на 2 рисунке видна и эта версия ролика. К ним мы еще вернемся.
51 – 6 канальный звук 5.1
2K - горизонтальное разрешение кадра, бывает еще 4К, но в России таких залов нет
GREK – псевдоним собственника
20121226 – дата изготовления пакета
Обычно в названии еще имеется информация о том, для какой страны предназначен ролик, на каком языке аудио дорожка, на каком языке субтитры, какая студия изготавливала ролик…
Как мы видим, в названии содержится много полезной информации, но очень часто вижу рекламные ролики, которые обзывают, как попало. Многие скажут, да и какая разница как называется ролик, главное чтобы запускался в кинотеатре, и тут я с вами не соглашусь. Ведь, к примеру, в названии прописывается с каким соотношением сторон ролик, а это очень важно и об этом далее пойдет на разговор.
ФОРМАТЫ SCOPE И FLAT
В кинотеатр цифровые копии фильмов приходят в двух разных форматах соотношения сторон: Scope (широкоэкранный), соотношение сторон 2.39:1, разрешение 2048х858 и Flat (кашетированный), соотношение сторон 1.85:1, разрешение 1998х1080. Это связано с технической особенностью съемки фильмов. Поэтому если ваш ролик находится на стадии производства, то для максимального качества придерживайтесь этих соотношений.
Ниже примеры кадров Scope и Flat.
Кадр формата Scope
Кадр формата Flat
Очень важно показывать правильные версии роликов перед соответствующим форматом фильма, иначе могут быть неприятные последствия.
Если показывать вариант, не соответствующий формату фильма, может «вылезти за экран» важная информационная часть вашего ролика, тем самым теряется весь смысл рекламной кампании! Именно поэтому мы всегда изготавливаем две версии одного ролика и правильно подписываем их.
В редких случаях также используется полный кадр (Full Container) с разрешением 2048x1080 для 2k и 4096x2160 для 4k, он обозначается в DCP пакетах буквой "C".
2K И 4K В DCP
2k и 4k это обозначения разрешающей способности DCP и показывают округленное количество пикселей по горизонтали, в отличие от телевизионных обозначений, где указывается вертикальное количество строк. Так 2k - обозначает примерно 2000 пикселей, они варьируются в зависимости от формата DCP, при Scope - 2048, а при Flat - 1998. А разрешение 4k соответствует примерно 4000 пикселей, а именно 4096 или 3996 пикселей соответственно. Кстати первый фильм вышедший в прокат в формате 4k, если мне не изменяет память это "Темный рыцарь: Возрождение легенды". Ниже на рисунке представлена размер кадра 2k и 4k в сравнении с телевизионными стандартами: 2k и 4k в DCP
Также хотелось бы заметить, если вам предлагают конвертацию в DCP с разрешением 4K, это пустой развод на лишние деньги! Во-первых, врядли у вас найдется исходник с разрешением 4096x1716 или 3996x2160 пикселей, а соответственно разницы не будет абсолютно никакой. Во-вторых, если даже у вас есть ролик с таким высоким разрешением, то на экранах до 20 метров зрители не смогут заметить разницы, так как размер этих пикселей будет намного ниже разрешающей способности человеческого глаза. И в-третьих, в России на данный момент еще нигде не устанавливают проекторы, которые могут выдать разрешение 4K. Даже в огромных кинотеатрах IMAX используются привычные 2K-проекторы!
SUPPLEMENTAL DCP
Supplemental - это так называемый дополнительный DCP-пакет. При проигрывании он использует медиаданные от основного DCP. Так, с помощью Supplemental можно, например, заменить аудиодорожку, добавить субтитры или различные рекламные блоки. Лишь одно правило должно соблюдаться: в сервере должны находиться оба пакета: DCP и Supplemental DCP. Это очень удобно, когда, к примеру, Вы планируете выпустить фильм на нескольких языках - Supplemental значительно сэкономит время. Все ведущие дистрибьюторы поступают именно так.
КАК ЖЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЦИФРОВЫЕ КОПИИ ФИЛЬМОВ И РОЛИКОВ?
Фильмы в формате DCP приходят в кинотеатры на жестких дисках в специальных противоударных кейсах.
Также сейчас активно продвигается цифровая доставка фильмов по спутниковым и Интернет-каналам. Рекламные ролики Вы можете принести в кинотеатр на обычной USB-флэшке, переносном жестком диске или DVD. Абсолютно все киносервера поддерживают стандартные файловые системы Windows: Fat32 и NTFS. Если ролик имеет объем больше 4 Гб, флэшку необходимо отформатировать в NTFS, так как файловая система Fat32 не поддерживает файлы объемом больше 4 Гб. Для жестких дисков этого делать не требуется, так как они обычно изначально идут с NTFS.
Еще один важный момент: мы рекомендуем использовать чистые флэшки и жесткие диски, так как чем больше лишних файлов на носителе, тем тяжелее серверу найти DCP-контент, а в некоторых случаях его вовсе не удается скачать.
CinePromo.ru изготавливает DCP-версии для кинотеатральных показов по самым низким ценам. Финальная DCP-копия перед сдачей Заказчику проходит контрольную проверку на большом экране в кинотеатре. DCP-копии изготавливаются сразу в двух вариантах — flat и scope.
Нам доверяют: 1 канал, "Культура", "Россия", BMW, крупные кинопроизводственные компании и рекламные агентства, международные кинофестивали.