Французская “новая волна” возникла в 1950 – 60-ые годы на фоне социально-политического кризиса во Франции, студенческих выступлений и всеобщей забастовки, вошедшей в историю, как Красный май 1968. Их лозунгами стали “отказ от Алжира” и колониально-имперской повестки, а также солидарность с американский движением против войны во Вьетнаме. Масштабные выступления, прокатившиеся по всей стране, вылились в отставку президента Шарля де Голля, смену правительства и, конечно, тектонические изменения во французском обществе, в том числе начало американизации Европы и формирование культуры потребления.
“1968 год был первым годом мироздания,” – напишет писательница Анни Эрно в своей повести “Годы”. – Вещи появлялись все стремительней, отодвигая прошлое назад. Люди не спрашивали себя, нужны ли им эти вещи, а просто хотели иметь их и расстраивались, что нет денег купить их немедленно. Они осваивали чековые книжки, открывали для себя «удобства системы рассрочки платежа», потребительский кредит «Софинко». Они осваивали новшества, становились гордыми обладателями пылесоса и электрического фена для волос. Любопытство брало верх над опаской. Принимались смелые новации: сыроедение и мясо на гриле, стейк тартар, говядина с перцем, новые специи и кетчуп, рыба в панировке и сухое картофельное пюре, замороженный горошек, сердцевина пальмы, лосьон после бритья, пена для ванны и консервы для собак. <...> Полная свобода, ни у кого ничего не надо спрашивать”.
Технический прогресс повлёк появление ручных камер, в том числе знаменитой Panaflex, и тотальный отказ от павильонных съемок (важнейшее достижение итальянского неореализма), что сделало кино общедоступным и еще более независимым: снимать и сниматься мог любой. Киноискусство перестало быть продуктом элитарным и стало частью в масс-маркета. "Массовая — она и есть настоящая и представительная, а элитарная, авангардная культура состоит при этом серийном производстве духовных ценностей лишь как экспериментальная лаборатория", - пишет российский филолог Михаил Гаспаров.
Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт, основоположники нового стиля, начинали как кинокритики – они работали в журнале «Cahiers du cinéma», основанном Андре Базеном, и позднее “переквалифицировались” в киноделов. В 1954 вышла статья Франсуа Трюффо, где он впервые сформулировал, что такое авторское кино, подписав окончательный приговор студийному производству и его фабрично-конвейерной сущности. Теперь автор кинопроизведения мог быть одновременно и сценаристом, и режиссёром, и оператором, и монтажером, и даже актёром.
Представители французской “новой волны” подражали американскому нуару, восхищались Альфредом Хичкоком и продолжали достижения итальянского неореализма, выступали против костюмированного нафталинового «папенькиного» кино и предсказуемости повествования, призывая выходить на улицы и снимать жизнь настоящую, воспевали ручную камеру, естественность и героев-бунтарей.
Становление “новой волны” стало полем для операторских экспериментов: танцующая камера, постоянная смена планов, интерактивное взаимодействие с актёрами – всё это сформировало новый уникальный киноязык, повлиявший на историю всего мирового кинематографа.
“Красавчик Серж”, реж. Клод Шаброль (1958)
Считается первым фильмом “новой волны”.
Больной туберкулёзом Франсуа (Жан-Клод Бриали) возвращается из Швейцарии в родную французскую деревню после десятилетнего отсутствия. Он встречает старых знакомых, в том числе и своего давнего приятеля Сержа (Жерар Блен), который ранее женился на Ивонне. После смерти своего ребёнка, родившегося с синдромом Дауна, Серж сильно переменился, стал угрюмым и отказываясь смотреть в лицо реальности, топит своё горе в вине. Франсуа осознаёт свою ответственность за происходящее и у него возникает желание помочь Сержу.
“Любовники”, реж. Луи Маль (1958)
Картина снята по мотивам романа Доминика Виванта «Там, где следующий день». Костюмы для Жанны Моро шила Коко Шанель. Фильм сыграл важную роль в установлении американского судебного прецедента в области определения порнографии.
Тридцатилетняя Жанна Турнье, скучающая жена богатого издателя, чувствует себя одинокой, живя в деревне под Дижоном. Она несчастлива в браке с Анри Турнье, занятым человеком, который почти не обращает на неё внимания. Ей надоел играющий в поло любовник. Уйдёт ли женщина средних лет с молодым человеком, который подвёз её, когда её автомобиль сломался при возвращении в родной город, Дижон, из Парижа после уик-энда с любовником?
“Хиросима, любовь моя”, реж. Ален Рене (1959)
История казалось бы короткой любви в послевоенной Хиросиме французской киноактрисы (Рива) и японского архитектора (Окада).
На каждого из них давит груз прошлого, с которым приходится жить каждый час. Неразрывная связь прошедшего и настоящего, свободные переходы от воображаемого к реальному, голосовая полифония, музыкальная структура сюжета, поэтические ассоциативные ходы, — фильм стал громким словом в области новаторского киноязыка (монтаж Анри Кольпи) и дал повод причислять Алена Рене к так называемой «новой волне».
"Хиросима" не приводит к ощущению невозможности жизни… То, что „Хиросима“ показывает страдающих людей, не значит, будто это — пессимистический фильм. Жизнь не всегда радостна, но, по крайней мере, прожитые моими героями 48 часов стоят десяти лет видимого счастья, которое на самом деле — только летаргия. Самое страшное — небытие, пустая жизнь хуже страдания," - подчеркивает режиссёр.
“400 ударов”, реж. Франсуа Трюффо (1959)
Дебютный полнометражный фильм Франсуа Трюффо, во многом автобиографический. Его премьера в Каннах обернулась настоящим триумфом и отличными кассовыми сборами. «400 ударов» номинировался на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Жан-Люк Годар о фильме писал: "Это фильм, который будет отмечен как Откровенность. Быстрота. Искусство. Новизна. Кинематограф. Оригинальность. Дерзость. Серьёзность. Трагизм. Обновление. Король Юбю. Фантастичность. Свирепость. Дружелюбие. Универсальность. Нежность".
Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) — трудный подросток. Он живёт в тесной квартире со своей матерью и отчимом. Учителя считают его вечным источником неприятностей и часто наказывают за каждую мелочь. В семье также не всё гладко: мать презрительно и безразлично относится к Антуану, а слабохарактерный отчим с головой погружён в работу, но более-менее доброжелателен к нему.
“На последнем дыхании”, реж. Жан-Люк Годар (1960)
Дебютный полнометражный фильм Жан-Люка Годара. Картина получила Золотого и Серебряного медведей на Berlinale.
Мишель — молодой преступник, имитирующий циничные повадки экранных героев Хамфри Богарта. Уходя от преследования на угнанной машине, Мишель убивает выстрелом следующего за ним полицейского. Без гроша в кармане, преследуемый полицией, он возвращается к своей американской подружке Патриции, студентке-журналистке. Хотя Патриция всё время сомневается в разумности своих действий, она не может побороть своего влечения к молодому человеку. Они начинают проводить время вместе, занимаясь сексом, скрываясь от полицейских и воруя машины, чтобы заработать денег на бегство в Италию. Чем ближе полиция, тем большая выдержка требуется от Мишеля и тем яснее, что добром его с Патрицией выходки не кончатся…
“Клео от 5 до 7”, реж. Аньес Варда (1962)
Фильм рассказывает о полутора часах из жизни молодой популярной певицы, которые она проводит в Париже в ожидании результатов анализов, связанных с её возможным раковым заболеванием.
ПРОДОЛЖЕНИЕ КИНОМАРАФОНА: