Меню

Киномарафон: Великий немой

Теория кино

История мирового кинематографа начинается с Великого немого, или кино, не имеющего звукового сопровождения. Название вошло в обиход как выражение преклонения перед техническими чудесами 1910-х, а позднее превратилось в мем, подчёркивающий нежизнеспособность и архаичность немого кино в современных реалиях.

В 1888 вышли первые в истории киноролики — «Сцена в саду Роундхэй» и «Движение транспорта по мосту Лидс».



В 1891 американский изобретатель Томас Эдисон получил патент на устройство под названием «Кинетоскоп», а «Приветствие Диксона» стало первым фильмом, снятым на перфорированной кинопленке.

В 1895 братья Люмьер запатентовали аппарат «Синематограф» (усовершенствованную копию «Кинетоскопа»). Тогда же в Париже показали «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе», причем абсолютно бесплатно. 

Коммерческие сеансы начались в том же году в культовом салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок. Программа включала 10 фильмов, в том числе первую кинокомедию "Политый поливальщик" и знаменитое "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", породившее легенду о том, как испуганные зрители выбегали из зала, полагая, что поезд въедет прямо в них. В память об этом событии 28 декабря ежегодно отмечается Международный День кино.



Кино возникло как экспериментальная демонстрация новых технологий, аттракцион «для ярмарочных балаганов», и только позднее как отдельный вид досуга, развивающий собственный язык (киноязык).

Фильмы транслировались под звуки одиночного тапёра или живого оркестра. Съемка производилась одним кадром без использования монтажа. Персонажи существовали на экране в полный рост.

Основой актёрской игры стала пантомима (мимика и жесты) и ценилось умение эффектно падать перед камерой. Фильмы эпохи немого кинематографа отличались примитивными сюжетами: от «комедий затрещин до метаний торта, превратившихся в расхожее клише. "Сюжеты строились на глупых положениях или контрастах. Герои гнались друг за другом, падали в реку или грязную лужу; жена избивала мужа, приходившего домой пьяным; героя обливали водой при проходах его по улицам и садам; муж (что было обычным сюжетом) ссорился с тёщей, ссора оканчивалась, как всегда, дракой и победой тёщи”.

С развитием технологий появились текстовые вставки – интертитры (крупнейшим их изготовителем в дореволюционной России стала кинофабрика Ханжонкова), которые со временем были переосмыслены и стали эстетически значимой частью фильма, которую специально оформляли и согласовывали с остальным материалом.

В 1906 в Австралии вышел первый в мире полнометражный фильм - «Подлинная история банды Келли».

С развитием технологий и художественных средств немого кино появилась возможность создавать полнометражные картины без интертитров. «Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау – самый известный пример такого рода.

Усовершенствовуется киноаппаратура, появляются новые изобразительные приёмы, такие как крупный и средний планы, панорамирование, движение камеры и ракурсная съёмка, а оператор из технического специалиста вырастает в полноценного соавтора произведения. Монтаж становится динамичным и обретает собственный язык, усложнивший повествование. Появляется студийное производство и “система звёзд”, самые известные из которых Чарли Чаплин и Грета Гарбо.

С 1920-х немой кинематограф становится отдельным видом искусства, зарожаются немецкий киноэкспрессионизм (Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Пауль Лени), американская повествовательная школа (Дэвид Уорк Гриффит, Томас Инс) и советская школа документально-художественного фильма (Дзига Вертов). В конце 1920-х появляются такие киношедевры, как «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Мать» Всеволда Пудовкина и «Рождение нации» Дэвида Уорка Гриффита.





Предполагалось, что с появлением звука кино перестанет быть интернациональным, а его художественный уровень снизится. Так, в 1928 советские кинематографисты Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров даже выступили со «Звуковой заявкой», ставшей своего рода предостережением: “Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для «высококультурных драм» и прочих «сфотографированных» представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа”.

Однако развитие технологий и растущая конкуренция со стороны радиовещания предопределили завершение эры Великого немого и развитие звукового кинематографа. В 1927 выходит первый звуковой фильм – американский «Певец джаза», а в 1931 советская картина «Путёвка в жизнь». 





ПРОДОЛЖЕНИЕ КИНОМАРАФОНА:




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

28.03.2024 628

В отличие от обычных сюжетов, сосредоточенных на одном или двух персонажах, сюжеты с несколькими персонажами требуют от автора умения жонглировать сюжетными линиями, арками героев и перспективами, в то же время поддерживая целостность истории и удерживая внимание зрителя на ней.

Подробнее...
Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

11.03.2024 1045

Есть множество подходов к написанию сценария. Что такое восьмишаговая сюжетная арка, и когда ее используют?

Подробнее...
Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

15.02.2024 767

Съемка рекламного ролика – прекрасный способ для режиссера заявить о себе в киноиндустрии. Самое сложное для режиссерского дебюта в том, чтобы тебя и твою работу заметили. Найти финансирование для игрового фильма довольно сложно, однако существует множество мелкомасштабных проектов, которые дадут вам возможность заработать и получить бесценный опыт.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram