Меню

Киномарафон: Великий немой

Теория кино

История мирового кинематографа начинается с Великого немого, или кино, не имеющего звукового сопровождения. Название вошло в обиход как выражение преклонения перед техническими чудесами 1910-х, а позднее превратилось в мем, подчёркивающий нежизнеспособность и архаичность немого кино в современных реалиях.

В 1888 вышли первые в истории киноролики — «Сцена в саду Роундхэй» и «Движение транспорта по мосту Лидс».



В 1891 американский изобретатель Томас Эдисон получил патент на устройство под названием «Кинетоскоп», а «Приветствие Диксона» стало первым фильмом, снятым на перфорированной кинопленке.

В 1895 братья Люмьер запатентовали аппарат «Синематограф» (усовершенствованную копию «Кинетоскопа»). Тогда же в Париже показали «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе», причем абсолютно бесплатно. 

Коммерческие сеансы начались в том же году в культовом салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок. Программа включала 10 фильмов, в том числе первую кинокомедию "Политый поливальщик" и знаменитое "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", породившее легенду о том, как испуганные зрители выбегали из зала, полагая, что поезд въедет прямо в них. В память об этом событии 28 декабря ежегодно отмечается Международный День кино.



Кино возникло как экспериментальная демонстрация новых технологий, аттракцион «для ярмарочных балаганов», и только позднее как отдельный вид досуга, развивающий собственный язык (киноязык).

Фильмы транслировались под звуки одиночного тапёра или живого оркестра. Съемка производилась одним кадром без использования монтажа. Персонажи существовали на экране в полный рост.

Основой актёрской игры стала пантомима (мимика и жесты) и ценилось умение эффектно падать перед камерой. Фильмы эпохи немого кинематографа отличались примитивными сюжетами: от «комедий затрещин до метаний торта, превратившихся в расхожее клише. "Сюжеты строились на глупых положениях или контрастах. Герои гнались друг за другом, падали в реку или грязную лужу; жена избивала мужа, приходившего домой пьяным; героя обливали водой при проходах его по улицам и садам; муж (что было обычным сюжетом) ссорился с тёщей, ссора оканчивалась, как всегда, дракой и победой тёщи”.

С развитием технологий появились текстовые вставки – интертитры (крупнейшим их изготовителем в дореволюционной России стала кинофабрика Ханжонкова), которые со временем были переосмыслены и стали эстетически значимой частью фильма, которую специально оформляли и согласовывали с остальным материалом.

В 1906 в Австралии вышел первый в мире полнометражный фильм - «Подлинная история банды Келли».

С развитием технологий и художественных средств немого кино появилась возможность создавать полнометражные картины без интертитров. «Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау – самый известный пример такого рода.

Усовершенствовуется киноаппаратура, появляются новые изобразительные приёмы, такие как крупный и средний планы, панорамирование, движение камеры и ракурсная съёмка, а оператор из технического специалиста вырастает в полноценного соавтора произведения. Монтаж становится динамичным и обретает собственный язык, усложнивший повествование. Появляется студийное производство и “система звёзд”, самые известные из которых Чарли Чаплин и Грета Гарбо.

С 1920-х немой кинематограф становится отдельным видом искусства, зарожаются немецкий киноэкспрессионизм (Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Пауль Лени), американская повествовательная школа (Дэвид Уорк Гриффит, Томас Инс) и советская школа документально-художественного фильма (Дзига Вертов). В конце 1920-х появляются такие киношедевры, как «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Мать» Всеволда Пудовкина и «Рождение нации» Дэвида Уорка Гриффита.





Предполагалось, что с появлением звука кино перестанет быть интернациональным, а его художественный уровень снизится. Так, в 1928 советские кинематографисты Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров даже выступили со «Звуковой заявкой», ставшей своего рода предостережением: “Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для «высококультурных драм» и прочих «сфотографированных» представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа”.

Однако развитие технологий и растущая конкуренция со стороны радиовещания предопределили завершение эры Великого немого и развитие звукового кинематографа. В 1927 выходит первый звуковой фильм – американский «Певец джаза», а в 1931 советская картина «Путёвка в жизнь». 





ПРОДОЛЖЕНИЕ КИНОМАРАФОНА:




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Киномарафон: Поэтический реализм

Киномарафон: Поэтический реализм

26.09.2023 2722

Это направление еще называют «социальной фантастикой»: в центре сюжетов – романтичные, разочаровавшиеся во всем и вся маргиналы (изгои, дезертиры, случайные преступники), представители низших и средних слоев; их жизнь и быт поэтизированы.

Подробнее...
Индустриальные встречи в рамках фестиваля

Индустриальные встречи в рамках фестиваля "Телемания - 2023"

25.09.2023 989

Международный открытый молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания» учрежден Институтом кино и телевидения (ГИТР) в 2003 году, проводится при патронаже Международной академии телевидения и радио (IATR).

Подробнее...
Как организовать успешную премьеру вашего первого фильма?

Как организовать успешную премьеру вашего первого фильма?

07.09.2023 3293

После долгих усилий вы, наконец, увидите кульминацию своей идеи. То, что начиналось когда-то, как концепт, теперь воплотилось в виде фильма, который оценят коллеги по цеху и непрофессиональная широкая аудитория. Это может стать очень запоминающимся и продуктивным опытом, если вы правильно подойдете к задаче.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram