История мирового кинематографа начинается с Великого немого, или кино, не имеющего звукового сопровождения. Название вошло в обиход как выражение преклонения перед техническими чудесами 1910-х, а позднее превратилось в мем, подчёркивающий нежизнеспособность и архаичность немого кино в современных реалиях.
В 1888 вышли первые в истории киноролики — «Сцена в саду Роундхэй» и «Движение транспорта по мосту Лидс».
В 1891 американский изобретатель Томас Эдисон получил патент на устройство под названием «Кинетоскоп», а «Приветствие Диксона» стало первым фильмом, снятым на перфорированной кинопленке.
В 1895 братья Люмьер запатентовали аппарат «Синематограф» (усовершенствованную копию «Кинетоскопа»). Тогда же в Париже показали «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе», причем абсолютно бесплатно.
Коммерческие сеансы начались в том же году в культовом салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок. Программа включала 10 фильмов, в том числе первую кинокомедию "Политый поливальщик" и знаменитое "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", породившее легенду о том, как испуганные зрители выбегали из зала, полагая, что поезд въедет прямо в них. В память об этом событии 28 декабря ежегодно отмечается Международный День кино.
Кино возникло как экспериментальная демонстрация новых технологий, аттракцион «для ярмарочных балаганов», и только позднее как отдельный вид досуга, развивающий собственный язык (киноязык).
Фильмы транслировались под звуки одиночного тапёра или живого оркестра. Съемка производилась одним кадром без использования монтажа. Персонажи существовали на экране в полный рост.
Основой актёрской игры стала пантомима (мимика и жесты) и ценилось умение эффектно падать перед камерой. Фильмы эпохи немого кинематографа отличались примитивными сюжетами: от «комедий затрещин до метаний торта, превратившихся в расхожее клише. "Сюжеты строились на глупых положениях или контрастах. Герои гнались друг за другом, падали в реку или грязную лужу; жена избивала мужа, приходившего домой пьяным; героя обливали водой при проходах его по улицам и садам; муж (что было обычным сюжетом) ссорился с тёщей, ссора оканчивалась, как всегда, дракой и победой тёщи”.
С развитием технологий появились текстовые вставки – интертитры (крупнейшим их изготовителем в дореволюционной России стала кинофабрика Ханжонкова), которые со временем были переосмыслены и стали эстетически значимой частью фильма, которую специально оформляли и согласовывали с остальным материалом.
В 1906 в Австралии вышел первый в мире полнометражный фильм - «Подлинная история банды Келли».
С развитием технологий и художественных средств немого кино появилась возможность создавать полнометражные картины без интертитров. «Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау – самый известный пример такого рода.
Усовершенствовуется киноаппаратура, появляются новые изобразительные приёмы, такие как крупный и средний планы, панорамирование, движение камеры и ракурсная съёмка, а оператор из технического специалиста вырастает в полноценного соавтора произведения. Монтаж становится динамичным и обретает собственный язык, усложнивший повествование. Появляется студийное производство и “система звёзд”, самые известные из которых Чарли Чаплин и Грета Гарбо.
С 1920-х немой кинематограф становится отдельным видом искусства, зарожаются немецкий киноэкспрессионизм (Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Пауль Лени), американская повествовательная школа (Дэвид Уорк Гриффит, Томас Инс) и советская школа документально-художественного фильма (Дзига Вертов). В конце 1920-х появляются такие киношедевры, как «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Мать» Всеволда Пудовкина и «Рождение нации» Дэвида Уорка Гриффита.
Предполагалось, что с появлением звука кино перестанет быть интернациональным, а его художественный уровень снизится. Так, в 1928 советские кинематографисты Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров даже выступили со «Звуковой заявкой», ставшей своего рода предостережением: “Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для «высококультурных драм» и прочих «сфотографированных» представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа”.
Однако развитие технологий и растущая конкуренция со стороны радиовещания предопределили завершение эры Великого немого и развитие звукового кинематографа. В 1927 выходит первый звуковой фильм – американский «Певец джаза», а в 1931 советская картина «Путёвка в жизнь».
ПРОДОЛЖЕНИЕ КИНОМАРАФОНА: