Итальянский неореализм возник в 1940 – 50-ые годы и, как водится, стал отражением текущих исторических реалий.
Послевоенная разруха и социально-экономические проблемы не позволяли создавать кинокартины с привычным размахом и утвердили отказ от павильонных съемок в пользу натурных. Культуролог Юрий Лотман отмечал, что итальянский неореализм был направлен против «театральной помпезности» (вестернов, киноопер и исторических эпопей) и стремился «к полному отождествлению искусства и внехудожественной реальности».
Естественность провозглашалась абсолютно во всем: неореалисты не только использовали природное освещение, но и непрофессиональных актеров, настоящих “маленьких людей” вместо “звезд”; сценарий перестал быть константой, а диалоги могли создаваться и редактироваться на съёмочной площадке, музыка и монтаж являлись необязательными, а сами сюжеты были максимально реалистичны, показывая жизнь низов без прикрас, как она есть.
Кино вышло на улицы, предвосхищая “новые волны”. Как писал социолог Зигфрид Кракауэр, “на улицах творят историю, улицы сами просятся на экран”.
“Тогда жизнь кинорежиссёров протекала, как и у всех остальных, на улицах и на дорогах. Они видели то же, что видели все. Для подделки того, что они видели, у них не было ни съёмочных павильонов, ни достаточно мощного оборудования, да и не хватало денег. Поэтому им приходилось снимать натурные сцены прямо на улицах и превращать простых людей в кинозвёзд,” – пишет Никола Чиаромонте.
Основные представители кинотечения – Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис – группировались вокруг киножурнала «Cinema», главным редактором которого был кинокритик Витторио Муссолини, сын дуче, вернувшийся после войны из аргентинской эмиграции обратно в Италию.
«Рим, открытый город», реж. Роберто Росселини (1945)
Картину принято считать первым неореалистическим фильмом, она получила Гран-при Каннского фестиваля в 1946 и была номинирована на премию “Оскар”. Интересный факт: от неё отказался первый прокатчик, заявив, что этот материал нельзя назвать фильмом, однако она получила большой резонанс по всему миру, положив начало моде на неореализм и сделав Анну Маньяни звездой первой величины.
Фильм рассказывает о борьбе итальянского сопротивления против фашизма и немецкой оккупации в 1944 году. Гестапо охотится за инженером Джорджо Манфреди, одним из руководителей антифашистского движения, коммунистом. Он находит приют в квартире своего друга Франческо и его невесты Пины (Анна Маньяни). Ему также помогает священник дон Пьетро, который должен на следующий день обвенчать Франческо и беременную Пину...
«Похитители велосипедов», реж. Витторио Де Сика (1948)
Картина получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Антонио Риччи потерял работу в послевоенном Риме. Его жена выкупает из залога велосипед, и он устраивается расклейщиком афиш. Но в самом начале работы его велосипед крадут, и Антонио, вместе с увязавшимся за ним маленьким сыном Бруно, обшаривает весь город, сталкиваясь с разными общественными проблемами, в том числе классовыми различиями.
«Самая красивая», реж. Лукино Висконти (1951)
За эту роль Анна Маньяни получила премию «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов.
Бедная жительница Рима Маддалена Чеккони тратит все силы и сбережения, чтобы её дочь, маленькую Марию, отобрали на главную роль в новом фильме Блазетти. Всё ли можно принять ради денег?
ПРОДОЛЖЕНИЕ КИНОМАРАФОНА: