Поэтический реализм возник в 1930 - 40-ые годы как реакция на политическую и социальную напряженность в Европе в преддверии Второй мировой войны: нарастание влияния итальянского фашизма, испанского фалангизма и германского национал-социализма (и, конечно, происходящая оккупация), а также слабость буржуазных правительств вызвали потребность в героизации «простого» человека, персонажа из народа, сильного, цельного, готового к борьбе, но трагически беззащитного перед лицом подлости и предательства.
Это направление еще называют «социальной фантастикой»: в центре сюжетов – романтичные, разочаровавшиеся во всем и вся маргиналы (изгои, дезертиры, случайные преступники), представители низших и средних слоев; их жизнь и быт поэтизированы. Они произносят длинные экзистенциональные меланхоличные речи, полные обреченности и безысходности, рассуждают о невыносимости и жестокости бытия и невозможности счастья. Фильмы этого периода рассказывают об одиночестве и неприкаянности, неустойчивости человеческих чувств и представлений, роковом предопределении, фатализме.
Авторы поэтического реализма стремятся к объективному и достоверному отображению повседневности через объемные литературные диалоги, рассчитанные драматургические конструкции, павильонные съемки и актёрскую игру, простую и ясную композицию кадра, поэтическую символизацию предметов, музыкальное сопровождение и пр.
Рассказываем о 5-ти знаковых картинах этого периода.
«Аталанта», реж. Жан Виго (1934)
«Я считаю, что этот фильм Жана Виго полностью изменил мои взгляды на кино. Поэзия делает кино. Если вы хотите делать кино, вы должны быть поэтом, если вы не поэт, фильмы будут просто обычным отражением. Я убежден, что в "Аталанте" вы найдете идеальный баланс между диалогом и действием». (Эмир Кустурица, режиссер)
Непритязательная житейская история женитьбы капитана баржи «Аталанта» Жана на деревенской девушке Жюльетте, их свадебного путешествия по каналам Франции к Парижу в сопровождении юнги-несмышленыша и несуразного «морского волка» папаши Жюля...
«Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье (1936)
Главарь большой и опытной банды по имени Пепе ле Моко умен, хитер и очень авторитетен среди своих подельников. Но таким людям, как ни странно, надоедает однообразие типа: украл - выпил - в тюрьму.
«Великая иллюзия», реж. Жан Ренуар (1937)
Первая мировая война. Самолет французских летчиков Морешаля и Больде сбит немецким асом фон Рауффенштайном, но оба пилота остались живы и попали в лагерь для военнопленных. Там же находятся несколько британских офицеров, с которыми новички объединяются в работе над тоннелем для побега.
«Набережная туманов», реж. Марсель Карне (1938)
Солдат колониальных войск Жан приезжает в Гавр, надеясь сесть на корабль и уплыть далеко-далеко. Он знакомится с прекрасной девушкой Нелли, и между ними возникает любовь с первого взгляда.
«Правила игры», реж. Жан Ренуар (1939)
«Это — волшебная, неуловимая работа, которая навсегда встала следом за "Гражданином Кейном" во всех рейтингах великих фильмов. Она так проста и запутана, так бесхитростна и зла, так невинна и опасна, что вы не можете просто её смотреть, вы должны впитать её дух». (Роджер Эберт, кинокритик)
Франция накануне Второй мировой войны. Авиатора Андре Жюрье, совершившего рекордный перелет, встречают на земле его друг Октав и толпа взбудораженных репортеров, он сообщает радиослушателям, что предпринял эту авантюру из-за любви к женщине, которая, однако, даже не пришла поприветствовать его в аэропорт. Это Кристин. В это время она готовится выйти в свет со своим мужем, который знает о романе жены, но не хочет её потерять.
ПРОДОЛЖЕНИЕ КИНОМАРАФОНА: