Меню

Советы по написанию сценариев от новозеландского режиссера и сценариста Тайки Вайтити

Теория кино

Получите несколько советов от обладателя премии «Оскар», автора, стирающего границы жанров.

Никто не знает о вашем опыте больше, чем вы сами. Так что, если вы пишете о других людях, найдите кого-то похожего на вашего персонажа. Возьмите у них интервью, проведите с ними время и узнайте подробности их жизни, подробности, которые делают этих людей живыми, подлинными. Вам придется как следует походить и пообщаться с людьми, а не просто сидеть и выдумывать. И важнейшая часть этой «беготни» заключается в том, чтобы прислушиваться к советам других. Итак, 20 советов по написанию сценариев от Тайки Вайтити.


1. Как режиссер вы не имеете права говорить: «Они просто меня не поняли».

Кинотеатр — это ваш путь к общению с другими людьми. Ваши возвышенные идеи могут показаться непонятыми, если другие не разделяют вашего видения… Но вы все равно хотите общаться с аудиторией. Тогда следите за тем, чтобы ваша машина эмпатии постоянно была в рабочем состоянии. Вы должны остро ощущать - получаете ли вы максимальную отдачу от своих слов.


2. Ваш сценарий должен быть единственной презентацией, которая вам понадобится.

Не знаю, как вам, а мне всегда было комфортно в любой в комнате, кто бы там ни находился. Я никого не собираюсь подавлять своей подачей. Но при этом у меня тонна уверенности в том, что мне удалось воплотить на страницах своей рукописи.

Не волнуйтесь о том, как сложится разговор. Просто сделайте так, чтобы люди захотели прочитать ваш текст, восприняли ваше видение.


3. 90% всех идей — дерьмо. Пусть это соотношение позволит вам расслабиться при написании текстов.

Отбросьте идеи. Вам не нужно записывать каждую сценарную идею или гоняться за бесконечными черновиками. Плохие идеи появляются каждый день. Сохраняйте спокойствие, и не бойтесь отступить от навалившихся мыслей.

Свыкнитесь с дикими колебаниями; не бойтесь все отбросить и начать заново.


4. Легкий путь в конечном итоге становится трудным, потому что вы платите цену, которая приводит к посредственности.

Иногда испытания и невзгоды идут писателю на пользу. Вы знаете, чувствуете, что ваша работа обязана стать первоклассной, вы стремитесь к совершенству. И у вас не будет иллюзий, когда вы увидите, что лишь с «хорошим» сценарием далеко не уйдешь. Если бы все было слишком просто, вы бы всегда пытались продвинуть средний текст вместо того, чтобы сделать его лучше.


5. Никогда не начинайте с темы.

Вместо этого - соберите достаточное число крутых (по вашему мнению) сцен, и собирайте их пока не найдете какую-то форму для своего сценария. Лишь тогда вы найдите свою тему.

Темы важны для написания, но может быть проще написать свою историю, а тему проработать позже. Иногда, чтобы узнать, что у тебя внутри, нужно действовать в обратном порядке. Темы проявляются тогда, когда у вас под рукой уже несколько черновиков.


6. Как следует промассируйте аудиторию своим рассказом.

Опробуйте свой сценарий и фильм, дайте его почитать/посмотреть нескольким людям, чтобы убедиться, что вы не утомляете и не чрезмерно стимулируете свою аудиторию.

Я, например, очень люблю привлекать как можно больше читателей к читке своих черновиков. И я всегда слежу за тем, чтобы это были люди из разных слоев общества или люди с разными вкусами.

Проверьте текст на людях, которые одновременно и суровы, и легки. Посмотрите, как им нравятся персонажи и темы. Отполируйте и перепишите текст на основе своих заметок. Убедитесь, что ваша история удерживает аудиторию на каждом этапе повествования.


7. Уделите написанию сценария столько времени, сколько сможете.

Некоторые идеи приходят быстро и реализуются за неделю. Другим может потребоваться время. Никогда не торопите процесс, не давите на вашу историю. Пусть слова ударяются о бумагу и вытекают из вас с естественной скоростью.

После того, как вы закончите первый набросок, потратьте время на каждый акт. Позвольте себе обдумывать историю снова и снова. И если идея вырывается из вас, не тормозите ее. Просто позвольте всему прийти в свое время. Но полируйте текст слишком тщательно.


8. Чтобы шутки оставались свежими, используйте их в сценарии только в качестве предложения и исследуйте, что вы можете сделать с ними во время съемки.

Часто на создание фильма уходит так много времени, что к моменту, когда включаются камеры, шутки кажутся безнадежно устаревшими. Кинопроизводство — это сотрудничество. Снимайте по сценарию один раз, но оставьте место для новых идей и новых экспериментов.

Иногда никакие повествовательные линии не сработают, и тогда вы вынуждены будете прибегнуть к яркой, визуальной шутке. В других случаях у вас может быть что-то, что кажется вам составной частью духа времени, и вы захотите за этот элемент держаться.

Всегда пробуйте новое.


9. Какими бы необычными ни были ваши персонажи, всегда делайте их более человечными и близкими.

У вас могут быть инопланетяне, вампиры, любой плод воображения, но то, что делает персонажей особенными, так это то, как мы относимся к ним. Кино — это эмпатия.

Вы сопереживаете тому, что происходит в вашей истории? Вы чувствуете связь с персонажами? Убедитесь, что эта связь выходит за рамки того, кем или чем они являются, и действительно проникает в вашу душу.


10. Всегда параллельно занимайся своими делами.

Ваш голос — это то, что отличает ваш проект от остальных. Что вы можете сказать о мире и нашем коллективном опыте? Что вы хотите, чтобы аудитория поняла после прочтения вашего материала?

Займитесь своими делами и позвольте тексту привести других в те миры, которые вы создаете.


11. Неудача — это прекрасно.

Неудача — это хорошо. Неудача учит вас тому, что 99% времени вашего пребывания в этом городе люди будут отвергать вас.

Вы смелый, вы идете на риск и выкладываетесь по полной. Но именно неудачи заставляют вас по-настоящему копаться в своих лучших идеях и лучших работах.


12. Работайте с друзьями. Они всегда будут честными, и вам не придется ходить вокруг да около.

В числе лучших вещей, которые вы можете сделать для себя, — это создать сеть друзей, которые могут помочь вам в вашем ремесле. Вы можете обмениваться сценариями, поддерживать друг друга эмоционально и быть рядом при взлетах и падениях вашей карьеры. Друзья также могут быть режиссерами, сценаристами и операторами, помогающими воплотить ваши идеи в жизнь.
Будьте милыми, заводите друзей и работайте с ними!


13. Начните с начала и конца, затем определите промежуточные сцены. Обрисуйте в общих чертах всю свою историю, и только после этого приступайте к ее написанию.

Мы твердо верим в последовательное выполнение шагов, которые помогут вам воплотить ваши идеи. Если у вас уже написан финал, вы всегда знаете, куда движется ваша история. А работа над серединой и другими частями — это процесс.

Так что делайте свою работу. Подготовьте, набросайте и напишите, как и когда сможете. Но сделайте предварительную работу, и отнеситесь к этому серьезно. Поверьте, это ускорит процесс.


14. Не бойтесь дать вашей родной культуре протекать через всю вашу работу и стать частью вашего авторского голоса.

Я помню, как посещал курсы сценарного мастерства Лин Эллиот в Университете штата Пенсильвания и изучал основы сторителлинга. Она сказала нам, что важна не только история, но и то, как вы ее рассказали. Каждый раз, когда я думаю об идее голоса, я возвращаюсь к этому уроку.
Ваш голос — самое ценное в вас как в авторе. Это же уникальный способ рассказать читателям о ваших мыслях, убеждениях и видении. Это то, что позволяет вам разработать ваш неповторимый почерк. Люди должны иметь возможность пользоваться вашими сценариями и ожидать постоянства, которое вы предоставляете - всегда вовремя.


15. Фильтрация написанного — это ключ к тому, чтобы ваши сценарии не раздувались.

Важна ли для вас эта сюжетная линия? Нужен ли вам весь этот диалог? Достаточно ли напряжения в ваших действиях?

Столько сценариев уходят в мир и теряют читателей из-за всех лишних слов на странице. Отрежьте лишнее. А потом еще отрежьте чуть-чуть

.
16. Обязательно сделайте противоположное тому, к чему вы вели аудиторию в начале.

Хотите быть оригинальным? Проложите свой собственный путь. Подорвать стереотипы и обмануть ожидания аудитории. Работайте, чтобы сделать что-то, чего вы никогда не видели. Или поработайте над старой классикой.

Но создайте захватывающий фильм, который вы бы сами хотели посмотреть в первые же выходные.


17. Помните, что фильм — это побег, поэтому не бойтесь использовать человеческий абсурд в своем сценарии и найдите правильный баланс между юмором и драмой.

Жизнь немного сумасшедшая, а сумасшествие на экране - тем более нормально. Тона вашего повествования должны быть сбалансированы, но у вас всегда есть все ваше воображение.
Внесите все — юмор, драму, поднимите ставки, и пусть все эти краски раскрывают ваших персонажей, ваш мир.


18. Не пытайтесь копировать чужую карьеру, придерживайтесь своего мнения и следуйте своему видению.

Одна из самых разочаровывающих качеств Голливуда заключается в том, что здесь нет четкой лестницы вверх. Вы не можете подражать тому, кто был до вас, вы можете только найти свой собственный путь.

Пишите свои истории, и мир вас заметит.


19. Сначала пишите все от руки. Затем, когда у вас будет структура вашей истории, начинайте печатать ее.

Невероятно важно делать обширные заметки от руки, и в них - следовать своим самым смелым чаяниям. Не все идеи должны быть включены в сценарий, но если вы начнете вручную, вы сможете физически увидеть все нити истории и увидеть, какие элементы действительно складываются воедино.


20. Сначала сделайте свою работу. Напишите весь сценарий, и пока он не будет готов к съемкам, не займитесь финансами.

Огромное количество начинающих авторов присылают свои великие идеи... облеченные в форму плохих сценариев. А между тем, ваша работа заключается в том, чтобы переписывать и переделывать тексты, пока они не станут идеальными.

Не рассылайте тексты слишком рано. Убедитесь, что они действительно готовы.


Источник: nofilmschool.com



Годовой доступ к Базе питчингов, грантов и сценарных лабораторий за 2 799 руб.! Акция действует только до 31 сентября 2023!

Мы знаем, как сложно находить финансирование и индустриальные ресурсы для создания, продвижения и последующей окупаемости своего фильма. Именно поэтому мы создали первую в России постоянно обновляемую Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий, которая будет полезна на любом этапе производства – от разработки сценария, производства и постпродакшена, включая копродукцию, до фестивальных отправок и дистрибьюции.

Киномарафон: Великий немой

Киномарафон: Великий немой

18.09.2023 134

История мирового кинематографа начинается с Великого немого, или кино, не имеющего звукового сопровождения

Подробнее...
Как организовать успешную премьеру вашего первого фильма?

Как организовать успешную премьеру вашего первого фильма?

07.09.2023 275

После долгих усилий вы, наконец, увидите кульминацию своей идеи. То, что начиналось когда-то, как концепт, теперь воплотилось в виде фильма, который оценят коллеги по цеху и непрофессиональная широкая аудитория. Это может стать очень запоминающимся и продуктивным опытом, если вы правильно подойдете к задаче.

Подробнее...
Три вещи, которые нужны кинематографистам для создания успешного бренд-контента

Три вещи, которые нужны кинематографистам для создания успешного бренд-контента

10.07.2023 953

Снимаете брендированный контент? Вот некоторые ключевые аспекты, которые кинематографисты должны иметь в виду во время препродакшена, съемок и постпродакшена.

Подробнее...
#
2022, Россия, Беларусь, 1:14' арт-видео реж. Дарья Сермяжко
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
Telegram