Меню

Советы по написанию сценариев от новозеландского режиссера и сценариста Тайки Вайтити

Теория кино

Получите несколько советов от обладателя премии «Оскар», автора, стирающего границы жанров.

Никто не знает о вашем опыте больше, чем вы сами. Так что, если вы пишете о других людях, найдите кого-то похожего на вашего персонажа. Возьмите у них интервью, проведите с ними время и узнайте подробности их жизни, подробности, которые делают этих людей живыми, подлинными. Вам придется как следует походить и пообщаться с людьми, а не просто сидеть и выдумывать. И важнейшая часть этой «беготни» заключается в том, чтобы прислушиваться к советам других. Итак, 20 советов по написанию сценариев от Тайки Вайтити.


1. Как режиссер вы не имеете права говорить: «Они просто меня не поняли».

Кинотеатр — это ваш путь к общению с другими людьми. Ваши возвышенные идеи могут показаться непонятыми, если другие не разделяют вашего видения… Но вы все равно хотите общаться с аудиторией. Тогда следите за тем, чтобы ваша машина эмпатии постоянно была в рабочем состоянии. Вы должны остро ощущать - получаете ли вы максимальную отдачу от своих слов.


2. Ваш сценарий должен быть единственной презентацией, которая вам понадобится.

Не знаю, как вам, а мне всегда было комфортно в любой в комнате, кто бы там ни находился. Я никого не собираюсь подавлять своей подачей. Но при этом у меня тонна уверенности в том, что мне удалось воплотить на страницах своей рукописи.

Не волнуйтесь о том, как сложится разговор. Просто сделайте так, чтобы люди захотели прочитать ваш текст, восприняли ваше видение.


3. 90% всех идей — дерьмо. Пусть это соотношение позволит вам расслабиться при написании текстов.

Отбросьте идеи. Вам не нужно записывать каждую сценарную идею или гоняться за бесконечными черновиками. Плохие идеи появляются каждый день. Сохраняйте спокойствие, и не бойтесь отступить от навалившихся мыслей.

Свыкнитесь с дикими колебаниями; не бойтесь все отбросить и начать заново.


4. Легкий путь в конечном итоге становится трудным, потому что вы платите цену, которая приводит к посредственности.

Иногда испытания и невзгоды идут писателю на пользу. Вы знаете, чувствуете, что ваша работа обязана стать первоклассной, вы стремитесь к совершенству. И у вас не будет иллюзий, когда вы увидите, что лишь с «хорошим» сценарием далеко не уйдешь. Если бы все было слишком просто, вы бы всегда пытались продвинуть средний текст вместо того, чтобы сделать его лучше.


5. Никогда не начинайте с темы.

Вместо этого - соберите достаточное число крутых (по вашему мнению) сцен, и собирайте их пока не найдете какую-то форму для своего сценария. Лишь тогда вы найдите свою тему.

Темы важны для написания, но может быть проще написать свою историю, а тему проработать позже. Иногда, чтобы узнать, что у тебя внутри, нужно действовать в обратном порядке. Темы проявляются тогда, когда у вас под рукой уже несколько черновиков.


6. Как следует промассируйте аудиторию своим рассказом.

Опробуйте свой сценарий и фильм, дайте его почитать/посмотреть нескольким людям, чтобы убедиться, что вы не утомляете и не чрезмерно стимулируете свою аудиторию.

Я, например, очень люблю привлекать как можно больше читателей к читке своих черновиков. И я всегда слежу за тем, чтобы это были люди из разных слоев общества или люди с разными вкусами.

Проверьте текст на людях, которые одновременно и суровы, и легки. Посмотрите, как им нравятся персонажи и темы. Отполируйте и перепишите текст на основе своих заметок. Убедитесь, что ваша история удерживает аудиторию на каждом этапе повествования.


7. Уделите написанию сценария столько времени, сколько сможете.

Некоторые идеи приходят быстро и реализуются за неделю. Другим может потребоваться время. Никогда не торопите процесс, не давите на вашу историю. Пусть слова ударяются о бумагу и вытекают из вас с естественной скоростью.

После того, как вы закончите первый набросок, потратьте время на каждый акт. Позвольте себе обдумывать историю снова и снова. И если идея вырывается из вас, не тормозите ее. Просто позвольте всему прийти в свое время. Но полируйте текст слишком тщательно.


8. Чтобы шутки оставались свежими, используйте их в сценарии только в качестве предложения и исследуйте, что вы можете сделать с ними во время съемки.

Часто на создание фильма уходит так много времени, что к моменту, когда включаются камеры, шутки кажутся безнадежно устаревшими. Кинопроизводство — это сотрудничество. Снимайте по сценарию один раз, но оставьте место для новых идей и новых экспериментов.

Иногда никакие повествовательные линии не сработают, и тогда вы вынуждены будете прибегнуть к яркой, визуальной шутке. В других случаях у вас может быть что-то, что кажется вам составной частью духа времени, и вы захотите за этот элемент держаться.

Всегда пробуйте новое.


9. Какими бы необычными ни были ваши персонажи, всегда делайте их более человечными и близкими.

У вас могут быть инопланетяне, вампиры, любой плод воображения, но то, что делает персонажей особенными, так это то, как мы относимся к ним. Кино — это эмпатия.

Вы сопереживаете тому, что происходит в вашей истории? Вы чувствуете связь с персонажами? Убедитесь, что эта связь выходит за рамки того, кем или чем они являются, и действительно проникает в вашу душу.


10. Всегда параллельно занимайся своими делами.

Ваш голос — это то, что отличает ваш проект от остальных. Что вы можете сказать о мире и нашем коллективном опыте? Что вы хотите, чтобы аудитория поняла после прочтения вашего материала?

Займитесь своими делами и позвольте тексту привести других в те миры, которые вы создаете.


11. Неудача — это прекрасно.

Неудача — это хорошо. Неудача учит вас тому, что 99% времени вашего пребывания в этом городе люди будут отвергать вас.

Вы смелый, вы идете на риск и выкладываетесь по полной. Но именно неудачи заставляют вас по-настоящему копаться в своих лучших идеях и лучших работах.


12. Работайте с друзьями. Они всегда будут честными, и вам не придется ходить вокруг да около.

В числе лучших вещей, которые вы можете сделать для себя, — это создать сеть друзей, которые могут помочь вам в вашем ремесле. Вы можете обмениваться сценариями, поддерживать друг друга эмоционально и быть рядом при взлетах и падениях вашей карьеры. Друзья также могут быть режиссерами, сценаристами и операторами, помогающими воплотить ваши идеи в жизнь.
Будьте милыми, заводите друзей и работайте с ними!


13. Начните с начала и конца, затем определите промежуточные сцены. Обрисуйте в общих чертах всю свою историю, и только после этого приступайте к ее написанию.

Мы твердо верим в последовательное выполнение шагов, которые помогут вам воплотить ваши идеи. Если у вас уже написан финал, вы всегда знаете, куда движется ваша история. А работа над серединой и другими частями — это процесс.

Так что делайте свою работу. Подготовьте, набросайте и напишите, как и когда сможете. Но сделайте предварительную работу, и отнеситесь к этому серьезно. Поверьте, это ускорит процесс.


14. Не бойтесь дать вашей родной культуре протекать через всю вашу работу и стать частью вашего авторского голоса.

Я помню, как посещал курсы сценарного мастерства Лин Эллиот в Университете штата Пенсильвания и изучал основы сторителлинга. Она сказала нам, что важна не только история, но и то, как вы ее рассказали. Каждый раз, когда я думаю об идее голоса, я возвращаюсь к этому уроку.
Ваш голос — самое ценное в вас как в авторе. Это же уникальный способ рассказать читателям о ваших мыслях, убеждениях и видении. Это то, что позволяет вам разработать ваш неповторимый почерк. Люди должны иметь возможность пользоваться вашими сценариями и ожидать постоянства, которое вы предоставляете - всегда вовремя.


15. Фильтрация написанного — это ключ к тому, чтобы ваши сценарии не раздувались.

Важна ли для вас эта сюжетная линия? Нужен ли вам весь этот диалог? Достаточно ли напряжения в ваших действиях?

Столько сценариев уходят в мир и теряют читателей из-за всех лишних слов на странице. Отрежьте лишнее. А потом еще отрежьте чуть-чуть

.
16. Обязательно сделайте противоположное тому, к чему вы вели аудиторию в начале.

Хотите быть оригинальным? Проложите свой собственный путь. Подорвать стереотипы и обмануть ожидания аудитории. Работайте, чтобы сделать что-то, чего вы никогда не видели. Или поработайте над старой классикой.

Но создайте захватывающий фильм, который вы бы сами хотели посмотреть в первые же выходные.


17. Помните, что фильм — это побег, поэтому не бойтесь использовать человеческий абсурд в своем сценарии и найдите правильный баланс между юмором и драмой.

Жизнь немного сумасшедшая, а сумасшествие на экране - тем более нормально. Тона вашего повествования должны быть сбалансированы, но у вас всегда есть все ваше воображение.
Внесите все — юмор, драму, поднимите ставки, и пусть все эти краски раскрывают ваших персонажей, ваш мир.


18. Не пытайтесь копировать чужую карьеру, придерживайтесь своего мнения и следуйте своему видению.

Одна из самых разочаровывающих качеств Голливуда заключается в том, что здесь нет четкой лестницы вверх. Вы не можете подражать тому, кто был до вас, вы можете только найти свой собственный путь.

Пишите свои истории, и мир вас заметит.


19. Сначала пишите все от руки. Затем, когда у вас будет структура вашей истории, начинайте печатать ее.

Невероятно важно делать обширные заметки от руки, и в них - следовать своим самым смелым чаяниям. Не все идеи должны быть включены в сценарий, но если вы начнете вручную, вы сможете физически увидеть все нити истории и увидеть, какие элементы действительно складываются воедино.


20. Сначала сделайте свою работу. Напишите весь сценарий, и пока он не будет готов к съемкам, не займитесь финансами.

Огромное количество начинающих авторов присылают свои великие идеи... облеченные в форму плохих сценариев. А между тем, ваша работа заключается в том, чтобы переписывать и переделывать тексты, пока они не станут идеальными.

Не рассылайте тексты слишком рано. Убедитесь, что они действительно готовы.


Источник: nofilmschool.com




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Телемания-2024»: «Как музыка стала фоном: исчезновение запоминающихся саундтреков»

«Телемания-2024»: «Как музыка стала фоном: исчезновение запоминающихся саундтреков»

19.11.2024 190

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло образовательное ток-шоу на тему “Музыка: создание и воплощение саундтрека”. Что случилось с музыкой в кино, и почему она перестала быть такой важной?

Подробнее...
«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

12.11.2024 282

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло образовательное ток-шоу на тему креативного продюсирования, разработки и создания проектов. Гости поговорили о проблемных аспектах работы креативного и исполнительного продюсеров, мониторинге зрительской аудитории, использовании нейросетей в сценарии и подборе команды.

Подробнее...
«Телемания-2024»: Виртуальное пространство как способ художественного выражения идеи»

«Телемания-2024»: Виртуальное пространство как способ художественного выражения идеи»

05.11.2024 284

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло четвертое образовательное ток-шоу о использовании виртуального пространства, использовании VR в игровой индустрии и тенденциях в современном кино.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram