Представляем выдержки из мастер-класса Силке Рабигер, директора и отборщика немецкого фестиваля женского кино Dortmund | Cologne International Women's Film Festival, аккредитованного FIAPF, который состоялся в 2017 в рамках армянского смотра KIN, где CinePromo были в качестве гостей и в жюри. Итак, Armenia vibes, Часть 2.
Dortmund | Cologne International Women's Film Festival представляет собой не только киносмотры, но и сетевые мероприятия, фестиваль дает возможности для обучения по различным повесткам дня, в том числе семинары по теории кинопроизводства. Здесь находится наше главное месторасположение, город Дортмунд, здание старой пивоварни. Мы начали в 2010 году и занимаемся развитием культуры и творчества и по сей день.
Ниже главные тезисы FAQ.
- Почему мы решили отделить наше событие по половому признаку? Для меня это главный вопрос в течение 40 лет. Думаю, если вы отправитесь на фестивали по всему миру, вы увидите процентное соотношение женщин, которых крайне мало в отборочном конкурсе фестиваля. У нас много талантливых женщин-режиссеров, но они недоступны аудитории. В кино вы увидите блокбастеры, но если копнуть глубже, то вы придете к выводу, что мы привыкли смотреть картины, созданные мужчинами. Я не говорю, что женщины снимают лучше, но на экраны почти не выходят фильмы, созданные женщинами, поэтому мы можем потерять 50% ожидаемого контингента – половина посетителей кинотеатров по всему миру, то есть 50% от отдельно взятого ожидаемого числа.
- У них тот же творческий потенциал. Это очень просто, как вы понимаете. В этом и заключается причина межфестивальных событий.
- Разумеется, женщина может послать свой фильм на любой фестиваль. Ныне ситуация в Северной Америке и Европе изменилась. Но отборочные комитеты особенно в 80-е годы прошлого века возглавлялись мужчинами - они попросту не хотели связываться с фильмами, которые делали женщины. В комитетах, во всех фондах, есть люди, ответственные за финансирование и принятие решений, поэтому надо соблюдать соотношение мужчин и женщин - 50 на 50. Чуть позже вы увидите данные по этому вопросу.
- Я не знаю зрителя в этой части Европы, но могу уделить особое внимание Америке и Индии. Индия является основным кинопроизводителем в мире. И в этой сфере у них самое большое соотношение мужчин и женщин, те самые 50 на 50. Но через 3 - 5 - 10 лет, куда деваются эти женщины? На кухню, к детям? Зачем они тогда учились? В чем заключается цель вашего обучения? Вы хотите работать без напряжения, я думаю, что для женщин это крайне важно.
- Хороший фильм – это всегда хороший фильм. У него качественная операторская работа, хороший сценарий. В нем равное количество мужчин и женщин. Другая техника исполнения и замысел. Это командная работа.
- Вот данные по Каннам, это цифры за 2015 год. Как видите, в конкурсе на Канском фестивале, самом известном кинособытии в мире, только 9% женщин. В прошлом, 2016 году, только 3 фильма из 21 были созданы женщинами. И вот еще крайне важный раздел, посвященный Каннскому фестивалю: состав кинокритиков лишь на 17% состоял из женщин, в 2015 - 19% и 3 из 18 в 2016.
- 3 из 18? Цифры уменьшились.
- Да. Это риск. Это немного.
- Теперь небольшой обзор ассоциаций и учреждений, работающих в других странах в данном направлении.
WIFT - старейшая организация в мире, учрежденная в Лос-Анджелесе в 1973 году. Затем последовали подобные ассоциации в Лондоне и Нью-Йорке. Теперь WIFT является всемирной сетью и состоит из тысяч участников, занимающихся консультацией, профессиональным развитием и достижениями женщин, работающих во всех сферах производства кино и видео.
EWA - европейская женская ежегодная кинопремия. Вы видите количество некоммерческих негосударственных организаций, открытых для женщин-фильммейкеров, а также исследований по другим направлениям искусства касательно женщин и мужчин в режиссуре, здесь приведены данные по различным странам, серым отмечено количество мужчин, синим - женщин, от Австрии до Великобритании. В других странах почти та же самая статистика.
- А вот крайне интересная картина, как мне кажется. Это данные по женщинам-режиссерам в Великобритании. Это рабочая группа режиссеров в стране. Как видите, 49% женщин и 51% мужчин обучаются киноискусству. Затем идут данные по короткометражным картинам, снятым женщинами, и здесь всего 27%. Если мы коснемся кино для публичного проката, здесь всего 21%. В малобюджетном кино – 60%, среднебюджетном – 20%, высокобюджетном лишь – 3,3%. Как видите, идет по убывающей.
- Надо сказать, что если вы собираетесь учиться, приобретать профессию и работать, делать карьеру, идти все выше и выше, получать больше денег, заниматься всё более и более интересными вещами, будьте готовы к соперничеству. Доля женщин в киноиндустрии составляет лишь малую или среднюю часть.
- Мы переходим к причинам, побудивших женщин заниматься режиссурой и постараемся ответить на этот вопрос. У вас есть определенный уровень современных знаний, и это воодушевляет обучающихся. Вот цифры по количеству работающих женщин-режиссеров, они небольшие. Существует стойкое мнение, что режиссером должен быть мужчина. Лишь малому количеству женщин позволено занять высокие посты в кинопроизводственных компаниях. Вы не можете стать женщиной-режиссером, вам говорят, я снимаю картину с бюджетом в десятки миллионов долларов, нам необходима компания-производитель, но у них не будет женщин на высоком посту. Вот почему так мало женщин-режиссеров. В этом и есть порочный круг.
- Я продвигаю женские фильмы для фестивалей уже 25 лет. Женщины особо сильны в документальных фильмах.