Меню

Интервью CinePromo с программным директором главного российского фестиваля короткого метра Артемом Рыжковым

Интервью

«Короче» существует с 2013 года, но за столь короткий срок успел стать главным смотром короткого метра в нашей стране.



Сюда приезжают медийные лица и мейджоры киноиндустрии, самые крутые СМИ, тут заключаются контракты и наращиваются связи. Все без исключения авторы, с которыми мы работаем по фестивальному продвижению, считают важным отправить заявку на «Короче», всегда выделяют этот смотр среди прочих и с нетерпением ждут результатов отбора.




В чем секрет такого оглушительного успеха? В преддверии фестиваля, который стартует в Калининграде уже 19 августа 2016, CinePromo пообщались с его программным директором Артемом Рыжковым.

Кстати, так получилось, что в 2016 четверть программы "Короче" состоит из фильмов, которые CinePromo отправляет на фестивали. В конкурсе - "Мужчина - тоже человек" Екатерины Сташевской (оператор Олег Лукичев, продюсер Илья Шерстобитов), "Ливерпуль" Александра Градовича, "Добрый день" Ольги Дибцевой и "Ну, здравствуй, Оксана Соколова" Кирилла Васильева. Вне конкурса - "Электричество" Вениамина Тронина, "Мама - Святой Себастьян" Александра Меркьюри (продюсер Илья Шерстобитов), "Ценность" Ольги Штоль, "Машина" Петра Левченко, "Сквозь Пальцы" Юрия Морозова, "Он был его другом" Евгения Пузыревского (продюсер Юрий Леванов). Всего 10 из 39 фильмов, поэтому, сами понимаете, с Артемом мы не могли не пообщаться;) Итак...

Артем, расскажите, с чего все начиналось? Как появился смотр, короче?

Вообще, мы особенно не задумывалась о собственном успехе, мы с самого начала были нацелены на то, чтобы помочь добиться успеха молодых режиссеров. И, похоже, получилось. Наша задача только в том, чтобы успешных режиссеров и хороших фильмов стало больше. Для этого и существует "Короче".




Все придумал Станислав Воскресенский. Потом он убедил Сергея Сельянова, Валерия Тодоровского, Игоря Толстунова, да собственно и весь теперешний попечительский совет. Они работают для фестиваля круглый год. Говорят о нем, рекомендуют, помогают находить гостей.

Идея с самого начала была такой. Надо что-то делать. Ну то есть, вроде, успех на фестивалях у российских фильмов есть, вроде, фильмов много снимаем, а вот настоящий зрительский успех - редко. Будто потерялся где-то рецепт народного фильма. Вот чтобы все ходили, а потом еще всю жизнь обсуждали.

Идея всем понятная. Если снимать кино, то надо, чтобы его смотрели. Может, надо начать искать таланты не в тех местах, где мы их ищем? Может, нужно искать Ломоносовых?

А потом Станислава Воскресенского назначили полпредом в Калининграде. Он приехал и сразу понял, что это очень кинематографическое место. Так все и закрутилось.




Море, леса, Коса, озера, песчаные дюны, руины немецких аэродромов, 15 старинных фортов, смешение архитектурных стилей, Дом Советов на месте Королевского замка, в общем, интересно. И вот фестиваль.

Короткий метр - потому что здесь сейчас надо искать таланты. Да и всегда так было, наверное, но сейчас это как-то особенно остро ощущается.



А потом, конечно, название. Короче. Это очень емкое слово. На нас сейчас все жалуются, говорят: "Такое ощущение, что о чем бы мы не говорили, мы постоянно рекламируем ваш фестиваль"! Короче, ужас!

Ведь, вроде, слово паразит, но на деле это не так. Паразиты, они же обычно только отнимают время, а слово "короче" - экономит. Оно заставляет перейти к сути. А можно еще стукнуть кулаком по столу и вскричать КОРОЧЕ! И тут же все как-то принимаются за полезный труд. Ну и это, само собой, призыв.



Мы считаем что настоящая короткометражка - до 15 минут. Поэтому сделали специальную секцию, называется ДЕЛАЙ КОРОЧЕ. Туда попадают талантливые фильмы, которые не сумели выдержать наш 15-минутный формат.


Какая у фестиваля концепция и как она эволюционирует? Ну и классика жанра HR-культуры: какими вы себя видите через n-ное количество лет?;)

Концепция Фестиваля - самая простая. Мы решили ее сформулировать в виде слогана: короткий путь в большое кино! Вот и вся концепция.




Поверьте, это намного эффективнее, чем концепт на 10 страниц. В конце концов, даже те, кто его придумывает, не помнит его наизусть. А здесь все понятно. И вот из него запросто можно написать 10 страниц при желании. Но у нас все так сжато как zip.файл. А можно кликнуть, и сразу получится 10 страниц. О том, что мы ищем таланты, о том, что мы хотим новые оригинальные идеи, в которых считывается перспектива стать большим метром или телесериалом, о том, что мы хотим зрительское кино, в которое продюсеры будут вкладывать деньги с удовольствием. О том, что мы собираем вокруг себя круг верных друзей фестиваля, но когда дело доходит до конкурса, то оцениваем только сами фильмы, а не дружбу.

Это все и многое другое есть в этом коротком слогане. Оно даже в названии "Короче" есть. Нужно только над ним подольше задуматься.


Почему какие-то работы, к слову, очень сильные, не попадают в программу, а какие-то, возможно, чуть более слабые с профессиональной точки зрения, проходят в конкурс? По каким критериям отбираются фильмы?


Критерии отбора. Кажется, самый сложный вопрос для программного директора. Но на самом деле - самый легкий.

Представьте себе, что конкурс - это пазл, каждый фильм - кусочек пазла. Ну скажем, когда соберешь этот пазл из кусочков, то на нем можно прочитать "Конкурсная программа "Короче' 2016". А пока не собрал, надпись не получается.



Критериев очень много, конечно. Хронометраж имеет смысл. Глупо обижаться, что вы не попали в конкурс, если прислали фильм длиннее 15 минут.

Премьерность тоже важна. Мы правда давно договорились, что конкурс надо собирать так, будто в мире нет ни одного больше фестиваля, кроме "Короче".

Но. Здесь важная оговорка. Конкурс - это всегда 8 часов фильмов, 4 блока по 2 часа. Фестиваль короткий, поэтому больше вместить физически невозможно.

Фестиваль ведь не только про посмотреть фильмы, он еще много про что. В общем, 8 часов - это предел. Это примерно 35-40 фильмов. И больше никак. Поэтому в какой-то момент премьера фильм или нет, может сыграть роль.

Когда понимаешь, что место в конкурсе осталось для одного фильма, а ты никак не можешь выбрать из пяти...

Еще критерий - НАШ фильм или не НАШ. Это как ребенок, родители ведь сразу понимают, перед ними их детка или нет. Помните, как у Довлатова: смотрю, дети в пыли играют, присмотрелся - мои. Поэтому иногда приходится пересматривать фильмы несколько раз.



А насчет сильнее и слабее. Я знаю, что конкурс должен быть разным. Ведь у меня ответственность не только перед авторами, но и перед жюри. Я хочу, чтобы они провели в зале 8 захватывающих часов. Чтобы у них были разные эмоции, чтобы они не скучали. Ведь я понимаю, они приходят смотреть конкурс после афтер-пати накануне. Это не значит, что я их жалею. Вовсе, нет. Моя задача устроить им еще одну вечеринку.

Но есть еще одно. Живые фильмы, такие, которые, когда смотрю, тоже чувствую себя живым. Это ведь так трудно - начать чувствовать что-то по отношению к изображению на экране. Особенно когда за 50 дней нужно посмотреть 1500 фильмов.

И вдруг ты сталкиваешься с чем-то и испытываешь это чувство жизни, ее хрупкости, ее юмора, ее гибкости, многообразия, трагедию жизни в конце концов. И тогда все. И ничего на это не способно повлиять.

Я знаю, что будут обижаться и обижаются. И начинаешь сомневаться в себе, и снова включаешь фильм, пересматриваешь и понимаешь - нет, ничего не изменилось - жизнь или есть, или ее нет.


«Короче» стартует уже 19 августа 2016. Я постоянно слышу только восторженные отзывы о вашем гостеприимстве, насыщенной программе мероприятий и высоком уровне организации от тех, кто вам съездил уже хоть раз. Почему даже тем, кто не прошел отбор, стоит срочно сделать аккредитацию, покупать билеты и лететь в Калининград? Какая программа ждет участников?

Ну, смотрите.

Премьера фильма Павла Лунгина "Дама Пик". Эта первая причина купить билет на самолет.

Мы презентуем 19-минутный фрагмент "Ледокола". Уже сейчас понятно, что это будет один из главных российских фильмов 2016 года. Не уверен, что до Калининграда можно купить билет на "Ледокол", но это вторая причина.

Мы покажем оцифрованную версию фильма Балабанова "Замок". Его ведь мало, кто смотрел. Представьте, Центральный парк, лето, 5 тысяч зрителей, и Кафка на экране. Это третья причина.

Четвертая причина - вход в Парк бесплатный.




Пятая - наше жюри. Чтобы начать смотреть на него заранее, можно даже купить билеты в бизнес-класс.

Шестая и самая главная причина - это наш конкурс, 39 режиссеров, их переживания, их искренность, страсть, талант. Я был на показах в прошлые годы, атмосфера в зале такая, что можно подзаряжать электрон-мобили. Это ни в коем случае нельзя пропускать.

Ну и сам город, он ни на что не похож. Красивый? Не уверен, но в нем что-то такое есть, необычное.


Ну и напоследок, расскажите об историях успеха участников «Короче». Почему стоит снова и снова подавать заявки на фестиваль?

Насколько я знаю, вы делаете библиотеку короткого метра и хотите поставить показы на коммерческие рельсы, также вы организуете прокат фильмов-участников. По итогам смотра авторы получают выгодные контракты на производство новых проектов, а победители - хорошие денежные призы. Так, фильмы, с которыми мы работаем, «Ночные зимние люди» Валерия Полиенко в 2014 или «Портфолио» Никиты Тамарова в 2015 выиграли по 500 000 руб., а это реальное подспорье для новых съемочных процессов.


Наш первый победитель, Роман Артемьев за это время уже снял полный метр "Человек из будущего". Наша вторая победительница, Гала Суханова, сейчас заканчивает сериал для Первого канала на основе своей короткометражки-лауреата.

Мы выпустили альманах победителей "Короче", чтобы молодые люди с горящими глазами и мечтами о кино смотрели и вдохновлялись и присылали нам свои работы. Альманах был показан в более чем в 40 городах России, а также в Алма-Ате, Вене, Мюнхене, будет показан в Афинах и Мадриде.

Нам кажется очень перспективным создание Библиотеки российского короткого метра и ее монетизация, чтобы для режиссера короткометражка стала не только визитной карточкой таланта, но и возможностью заработать.

Это ведь потрясающая вещь - суметь за 15 минут создать человеку настроение.

Короче, прилетайте Калининград! Сами все узнаете.


Вопросы задавала Елена Коржаева, руководитель проектов CinePromo




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

03.04.2023 1562

Борис Гуц, режиссёр и продюсер, поделился некоторыми особенностями построения кинопроцесса за границей, рассказал о сложностях взаимодействия с группой и аудиториями разных национальностей. Кроме того, объяснил, зачем снимать фильмы на телефон, а также дал советы начинающим кинематографистам.

Подробнее...
«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

28.03.2023 1733

Режиссёр, продюсер и общественный деятель – Лика Алексеева – рассказала о работе кинематографистов за рубежом, а также осветила трудности, с которыми сталкиваются создатели новых проектов за пределами России. Отдельное внимание Лика уделила вопросам взаимодействия с зарубежными фондами и механизмам поиска финансирования. Не остались в стороне и темы работы в копродукции с другими странами авторами из России.

Подробнее...
«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

21.03.2023 1384

Режиссёр фильма «1000 дешёвых зажигалок» Ирина Обидова, а также продюсеры Александра Алёхина и Алексей Лихницкий открывают секреты производства картины, трактуют идеологическую составляющую фильма, а также рассказывают об особенностях работы с пиротехникой на площадке. Создатели также поговорят о трудностях дистрибуции кино социальной тематики и ответят: какие проекты сегодня кажутся наиболее перспективными и востребованными. Александра Алёхина, один из основателей продюсерского центра «Potential» также расскажет о взаимодействии с дебютантами и начинающими авторами.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram