Меню

Сергей Миляев, режиссер и руководитель киношколы во Владимире дал эксклюзивное интервью для iKovrov

Интервью

Сергей Миляев - родился в Казахстане, учился в Барнауле и Санкт-Петербурге, жил в пяти крупных городах трех стран мира, основная специальность «режиссер телевидения», автор пяти книг стихов и прозы, номинировался на премии «Букер» и «Национальный бестселлер», лидер арт-рок-группы «Algabas», художественный руководитель Владимирской киношколы, в настоящее время живет во Владимире, где снимает полнометражный фильм «Бемоль». 

Публикуем выдержки из эксклюзивного интервью iKovrov с режиссёром, писателем и музыкантом. Вопросы задавала Милана Гульчук, экс-редактор журнала Vogue, а ныне главный редактор журналов iKOVROV и iVLADIMIR, самых модных и читаемых во Владимирской области.

О своих литературных произведениях (рок-поэме «Петушки-Манхэттан» и т.д.) Вы говорите, что это книги, за которые вам не стыдно. А было в вашем творчестве что-то, за что вам стыдно?

А как же, конечно! Я же не обломок метеорита из неизвестных науке сплавов, а простой ранимый человек, живущий в столь непростое для творческих людей время! До сих пор отмыться не могу от некоторых своих «производственных обязанностей» на телевидении, где в общей сложности оттрубил режиссером пару десятков лет, в трех городах и двух странах. Например, мне приходилось делать из никакого пузатого депутата «живой положительный образ избранника народа» или снимать вкусный рекламный ролик для рекламы никакой колбасы.

За некоторые ранние стихи отчасти стыдно, потому что был наивен по молодости, а чего-то элементарно не понимал в мироустройстве.

Стыдно, что в 90-е годы не творчеством занимался, а выживанием и бизнесом, но апосля последнего дефолта остался с той же голой задницей, с какой и отправлялся в «опасное путешествие».

Но самый главный мой стыд – за страну, где опять все идет не тем путем, как этого требует элементарная логика добра и созидания. Я говорю о внутренней политике, внешняя меня почти полностью устраивает. Но разве я мог когда-нибудь представить, что страна не даст мне денег на часовой документальный фильм о 90-летнем ветеране из Суздаля? Мы же его все равно сняли, на свои кровные и взносы друзей через краудфандинг.

Примеров стыда за страну и город могу привести много, они на каждом перекрестке, за каждым углом. А самая глубокая моя печаль – что люди вконец отупели, книги перестали читать, арт-хаус смотреть, стремиться к знаниям, а не в автосалон за тачкой или на распродажу айфонов. Но как сказал поэт, времена не выбирают, в них живут и умирают.


Как вы отнеслись к закону, запрещающему использование ненормативной лексики в произведениях искусства?

Да так же, как и в жизни. Если человек грязно матерится, чтобы выпятить свою «исконность» или пролетарскую крутизну, это грубо и убого. Но если это органично происходит, в момент наивысшего, например, возмущения действием какого-нибудь жлоба или чиновника, то здесь уже настоящая гармония с природой человеческой.

В моем первом романе «Петушки-Манхэттен» тоже имеется ненормативная лексика, но там она логична и дозирована, а вообще писатель или режиссер никогда не должен отключать своего внутреннего цензора – пусть он лучше будет, чем его не будет совсем. В СССР не было мата в кино и книгах, другим настоящие творцы брали: иносказанием, метафорами, подтекстами, двойными смыслами. Но согласитесь, как можно читать, например, наших современников Всеволода Емелина и Игоря Яркевича, или классиков-американцев Генри Миллера и Чарльза Буковски, если их произведения почикать бараньими ножницами цензуры? Это будет такая же дисгармония, как если бы я, например, своего знакомого барабанщика, который матом не ругается, а мыслит и разговаривает, заставил бы говорить через слово «видите ли, милостивый государь».

Все должно быть органично, в том числе ненормативная лексика, пусть даже с наклейкой «18+». В фильмах и песнях, книгах и частушках. Но у нас ведь страна крайностей: то министр культуры обругает фильм «Левиафан», то оперу «Тангейзер» запретит, чтобы не ранить чувства верующих. Это неправильно и глупо, это напоминает мне музыкальную молодость, когда от нас требовали «литовать» тексты песен, прежде чем выходить на сцену с электрогитарами.

По вашим словам, во Владимире постоянно что-то снимается: игровое кино, документальное, музыкальные клипы, экспериментальное видео... Где все это можно посмотреть?

Увы, только в Интернете. Или на кинофестивалях страны и мира. Других площадок у нас нет и, судя по всему, не предвидится. В мажорных кинотеатрах Владимира сами знаете, какие блокбастеры с попкорном.

Владимирское «неформатное» кино чем-то отличается от «неформатного» кино других регионов? Есть свой стиль, свой почерк, свои темы?

В любом регионе всегда есть так называемые «местные черты». Это и локации, и люди, и темы, волнующие авторов. С этим как раз проблем нет – в любом нашем фильме всегда присутствует и город, и горожане.

У нас другая проблема – многолетняя техническая бедность, отсутствие материальной базы и поддержки. Выкручиваемся, как можем: занимаем деньги в банках, собираем крохи на краудфандинговых платформах. Но кино снимается и будет всегда сниматься, пока творческим людям есть что рассказать землякам.

Что привлекает молодежь во Владимирскую киношколу?

Как что, любовь к кино! У нас уже второй выпуск в этом июне. До финала за год доходят, конечно, далеко не все, но несколько талантливых парней и девушек получают свидетельства, снимаются в наших и столичных фильмах, хотят поступать в творческие вузы.

Любовь к кино – это не хобби даже, это неизлечимая «болезнь». У нас насыщенная программа, за год курсанты умудряются посмотреть столько классных фильмов, сколько за пятнадцать лет до этого не видели. Но нам как всегда не хватает средств, чтобы развернуть деятельность киношколы более широко, снимать больше фильмов, мы существуем на самоокупаемости, считаем каждую копейку.

Сколько стоил самый дорогой фильм, который вы сняли? А самый дешевый? Из чего складывается бюджет фильма? На чем, по-хорошему, нельзя экономить, но приходится?

Самый дорогой я еще не снял, а самый дешевый больше снимать не хочу (смеется).

Кино – дорогой жанр творчества, причем, максимально коллективный, и когда мы говорим слово «малобюджетный», все, кто в теме, отлично понимают, о чем идет речь.

Из чего складывается бюджет фильма? О, это длинный и тяжелый для всех нас, независимых киношников, список! От бензина и пирожков с кофе на каждый съемочный день до штатива стоимостью 70 тысяч и объектива «Карл Цейс» за 95, от дорогущих 5-террабайтных «хранилищ сырья», до самой «недорогой» цифровой кинокамеры формата «4 К» за 320 тысяч. А если я вам скажу, что для идеального монтажа нам уже давно требуется компьютер за 400 и за каждый фильм в идеале надо платить государству пошлину за прокатное удостоверение, ваши глаза еще больше округлятся и из них брызнут слезы. Плюс еще столичные актеры, которые далеко не всегда готовы сниматься по дружбе, «за билеты и борщ».

Стихи и картины маслом писать куда спокойнее и дешевле, но мы как-то умудряемся снимать кино здесь и сейчас – и документальное, и игровое. Медленно, долго, с вынужденными перерывами, но до победного конца. Потому что жить без этого «геморра» уже не можем.

Много ли удается собрать средств с помощью краудфандинга? Это работает?

Знаю пока только один мощный пример на сайте «Планета.ру» – группа «Аквариум». Объявили 3 миллиона для записи альбома, а собрали больше 7 за несколько дней. Понятно, что всенародная любовь, я сам старый поклонник БГ, но тут явно здорово поработал пиар-менеджмент или сам Господь Бог. Нет, Россия и уж тем более дремучий Владимир еще не готовы к краудфандингу, ментально не готовы. Этот метод финансирования проектов – для спокойных и развитых стран, где надежно «тылы прикрыты» всеобщим процветанием.

Знаю, в Америке и Европе собирают сотни тысяч и даже миллионы долларов на тот же кинематограф или театр, но у нас метод «с миру по нитке» или совсем не работает, или работает очень туго. Народ у нас бедный, экономный, вечно обманутый обещаниями, зачем ему жертвовать 200 рублей на черт знает какой арт-хаус или альбом рок-группы, если через полчаса сериал «След» по телеку покажут, а потом программу «Пусть говорят»?

Честно скажу, для меня краудфандинг – неприятный опыт, противный и почти бесполезный. Хотя я ценю помощь тех моих друзей, кто искренне помогает нашим проектам, если мы вынуждены стоять не на паперти с протянутой рукой, а с веселой шляпой на сайте «Планета».

И в основном наши спонсоры из других городов страны, Владимир в этой географии занимает предпоследнее место. Думаю, это не столько странно, сколько закономерно. И вывод тут один: без поддержки государства культура умирает, это доказано мировой историей. 

Ваша цитата: «Мой личный опыт показывает, что из настоящих рок-меломанов довольно редко получаются алчные олигархи, коррупционеры, менты, бандиты и прочие враги так называемого «духовного поля». Каков ваш «рецепт» из музыкальных групп, фильмов и книг, на которых точно не вырастут «враги «духовного поля»?

«Знание – сила!» – был такой журнал в СССР, это первый рецепт, универсальный. А индивидуальный рецепт каждый пациент нашего «дурдома» выписывает себе самостоятельно. Для меня это всегда было искусство и литература, а моими героями – настоящие «творяне», стойкие и честные люди творчества, обремененные не только талантами и умом, но и чувствами, совестью, трепетным отношением к добру и человечностью.

А еще мне повезло, что родители и рок-музыка воспитали меня нонконформистом. Мне нравится не только заниматься творчеством, но и говорить правду, хотя для этого требуется определенная прочность духа и несгибаемый стержень. Короче говоря, никакой «заказухи»! Я делал и буду делать только то, что мне самому кажется интересным и важным.

Опубликовано с разрешения iKovrov (по ссылке можно найти полный текст интервью), интервью Миланы Гульчук

«Сегодня как в зрительском, так и в авторском кино существует много снобизма. И то, и другое прекрасно, кино должно быть разным» — Наталья Кудряшова о кино, актёрской профессии и проблемах отечественной киноиндустрии

«Сегодня как в зрительском, так и в авторском кино существует много снобизма. И то, и другое прекрасно, кино должно быть разным» — Наталья Кудряшова о кино, актёрской профессии и проблемах отечественной киноиндустрии

26.04.2022 462

Режиссёр и актриса Наталья Кудряшова («Пионеры-герои», «Герда», «Человек, который удивил всех») рассказала о ключевых проблемах отечественной индустрии кино, поделилась мыслями о перспективах короткого метра и о специфике сочетания актёрской и режиссёрской профессии, обсудила наличие ответственности режиссёра перед зрителем, а также уделила внимание взаимоотношениям авторского и коммерческого кинематографа.

Подробнее...
«Кино — это луч света, освещающий Вам дорогу в жизни, телевизор – поток электронов, бьющий вам в грудную клетку», – Евгений Григорьев поделился мыслями о диспозиции эстетики медиа в современном мире, коротком метре, финансировании и личных ошибках.

«Кино — это луч света, освещающий Вам дорогу в жизни, телевизор – поток электронов, бьющий вам в грудную клетку», – Евгений Григорьев поделился мыслями о диспозиции эстетики медиа в современном мире, коротком метре, финансировании и личных ошибках.

05.04.2022 754

Режиссёр и сценарист Евгений Григорьев рассказал об отличиях сути различных форм медиа и их влиянии на зрителя, видах кино и их перспективе развития в России, финансировании проектов, опыте работы с режиссёрами монтажа и операторами, а также поделился своими личными ошибками в процессе работы над дебютным фильмом, важности процесса подготовки и репетиций, выработке.

Подробнее...
«Фестивали — это галочка около вашего имени», - Филипп Юрьев, режиссёр фильма «Китобой», о фестивальном продвижении короткого метра

«Фестивали — это галочка около вашего имени», - Филипп Юрьев, режиссёр фильма «Китобой», о фестивальном продвижении короткого метра

10.03.2022 1243

Филипп Юрьев, участник Sundance, призёр Венецианского фестиваля, обладатель премии «Ника», рассказал о своём опыте работы в короткометражном кино и взаимодействии с фестивальными площадками, сложностями, с которыми неизбежно столкнутся начинающие режиссёры; порассуждал о роли короткого метра в жизни уже состоявшегося режиссёра, финансировании авторских и коммерческих проектов, а также о самокритике и её роли в жизни творческой личности.

Подробнее...
#
2022, Россия, Беларусь, 1:14' арт-видео реж. Дарья Сермяжко
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
Telegram