Владимир Котт - именитый российский режиссер. Его фильмы собирают призы по всему миру на самых престижных смотрах - в Шанхае, Котбусе, Триесте, Роттердаме, Цюрихе, Лондоне, Сиэтле и пр. Как он сам о себе говорит, "постоянно в работе". Руководит режиссерской мастерской во ВГИКе.
CinePromo пообщались с Владимиром Коттом о его режиссерской и преподавательской деятельности.
- Владимир, откатимся в историю нашего кино в конец 50-х годов прошлого столетия. На одном курсе учился сын поэта Андрей Тарковский и простой деревенский парень Василий Шукшин. И каждый из них сказал что-то исключительно свое в киноискусстве… А сейчас поступать во ВГИК разве сможет приехать из сибирской деревни парень в кирзовых сапогах, который продал корову, чтобы только до Москвы добраться?
- Вообще-то, да. Проблема в том, что входной билет во ВГИК – это теперь и хорошие результаты ЕГЭ, которые для простого парня в деревне получить - ой как сложно. Хоть продай корову, хоть козу – все теперь в электронном виде. Обмануть невозможно.
- Какой сейчас средний возраст и уровень насмотренности и начитанности абитуриентов ВГИКа?
- В основном поступают сразу после школы (опять же, вспомним про ЕГЭ), мне кажется это не очень правильно, скажем, для профессии режиссера или драматурга, где необходим хоть какой-то жизненный опыт.
- Возвращаемся к Шукшину, который на вступительных экзаменах на вопрос Михаила Ромма о «Войне и мир» Толстого, сказал, что он только «Мартин Идена» читал и «некогда ему читать толстые книжки, потому что в деревне работать надо, а не книжки читать»… А чем Вас удивляют на экзаменах или в процессе обучения современные молодые люди?
- Скажем так: удивить меня сложно. Монтажом, сценарием, визуальным рядом… Я слишком много смотрю большого кино, чтобы удивляться. Но есть ребята, которые вдохновляют – а это другое дело.
Всегда с радостью смотрю в новостных лентах, что короткометражки российских студентов или выпускников ВГИКа берут какие-то призы на кинофестивалях…
- Расскажите подробнее о «фестивальных историях» Ваших учеников.
- Фестивальных историй много, а вот побед пока мало. Попасть на фестиваль – это не проблема, практически любая, хорошо сделанная коротметражка, с внятной и простой историей, может попасть на фестиваль.
Наши ученики участвовали и на «Кинотавре», и в Омске, и на «Короче», и в Мюнхене и так далее…
- Сейчас очередной кризис финансовый, да и вообще 90% людей с профильным кинообразованием последние десятилетия занимаются всем, чем угодно, только не кино снимают… Каким образом Вы вселяете в своих студентов оптимизм на близкое или далекое будущее?
- Своим примером. Несмотря на кризис, мы всегда в работе. Да, мы запускаемся, нас останавливают, а мы снова запускаемся… Это просто какая-то необходимость жизненная – быть в работе, снимать.
- Каков обычно путь молодого режиссера или сценариста от короткого до полного метра? Как этот путь проходят Ваши самые талантливые студенты?
- Пока рано еще говорить об этом . У наших студентов на носу дипломы. Пропуск для полного метра сейчас – только желание и умение повести за собой свою команду.
- Теперь давайте о Годе кино я Вас спрошу. Ваши личные ожидания по этому поводу?
- У меня каждый год – это Год кино. Мне кажется, вообще порочной практика выдавать безвозвратные деньги на коммерческое кино. Оно само должно зарабатывать качеством, зрительским интересом и так далее. А вот авторское, которое явно не окупится в прокате, но при этом имеет художественные достоинства – да, оно нуждается в поддержке.
Вопросы задавал Серж Рубашкин
При публикациях на других ресурсах ссылка на сайт www.cinepromo.ru обязательна