Фильм Леонида Никифорова «Бессонница» – об абьюзивных отношениях и невыносимых тревожных состояниях, в которые они могут погружать. Леонид Никифоров рассказал о том, как родилась идея фильма и какие визуальные эффекты помогли создать ощущение максимального напряжения.
Как появилась идея фильма «Бессонница»?
Как-то у меня была долгая бессонница, она длилась больше месяца. Я засыпал каждый день в 4-5 утра. Сон при этом длился в среднем часа по 2 часа. Днем я был очень уставший, невнимательный, нервный, меня преследовали параноидальные мысли. Были звуковые галлюцинации, и из-за плохого зрения и недосыпа я видел на периферии разные силуэты, которых не было, меня это очень пугало. Так и сформировалась идея фильма. Мне захотелось передать эти ощущения, поэтому изначально «Бессонница» имела больше абстрактное значение: антагонист был воплощением самой бессонницы, а девушка – его жертвой. Также фильм должен был быть более затянутым и намеренно раздражающим, потому что это именно то, что я чувствовал ночью. Бессонница никак не проходит и все начинает бесить. После обсуждения работы с мастером я пришел к более короткой и реалистичной версии фильма, в нем выявилась тема абьюза, которая и стала основополагающей.
В кошмар, который переживает героиня, погружает именно визуальный ряд. Как вы добивались такой картинки?
Для передачи переживаний героини используются джампкаты, нервное дыхание ручной камеры, а также довольно контрастный и драматичный светотеневой рисунок с глубокими тенями, большим количеством ступеней от белого к черному, и в некоторых моментах динамический свет. Также используются колористически напряженные вставки: зеленые, оранжевые. Они отличаются от общего ряда киноизображения. И так как почти все действия происходят ночью, мы могли полностью управлять светом в кадре и добавлять в него микродетали, которые давали нужный нам эффект.
Как вы сформулировали творческие задачи для оператора Александры Бондаренко?
Как таковых задач перед Александрой я не ставил. У нас был общий вайб, мы сидели часами и обсуждали, как сделать ту или иную сцену. Это был полноценный диалог. И всегда мы ориентировались на две вещи: как картинка выражает эмоциональное состояние героини и как передается общее ощущение напряжения.
Что вы искали в актрисе? Как проходила работа Ксении над ролью?
Самое главное, что нужно было от актрисы в этом проекте, это существовать в тревожном состоянии, что очень тяжело делать на протяжении долгих часов, а тут надо держаться целыми съемочными днями. А это означает что нам нужна была талантливая и выносливая актриса. У Ксении был схожий опыт с ситуацией героини, так что нам не пришлось долго обсуждать с ней роль. Она сразу поняла сценарий, как надо, у нее не возникало никаких лишних вопросов. Мы, можно сказать, понимали друг друга с полуслова, а иногда и вовсе без слов. В основном, я предоставлял ей источники вдохновения в виде музыки, которая задает необходимую атмосферу.
Что оказалось самым сложным при работе над фильмом «Бессонница»?
Самым сложным было сокращение фильма и его монтаж. Так как изначальная задумка была передать состояние бессонницы и что из нее вытекает, фильм должен был длиться намного дольше. Поэтому каждый кадр длился всегда около минуты. Но по различным соображениям было решено сделать фильм короче, что и привело к удалению большого количества сцен. Хорошо, что нам удалось выдержать атмосферу в каждом кадре, это дало возможность склеивать моменты, которые изначально не были сопряжены. Но очень больно было оставлять в стороне все не вошедшие кадры.
Какие отклики получила работа?
Работа в целом получила положительные отзывы, мое поколение поняло замысел фильма. Девушки, которые пережили абьюзивные отношения, говорят о достоверности эмоций и состояний героини (не без некоторых погрешностей), что меня радует больше всего.